А. Есенина. Представляем вашему вниманию дубовый стул токарной работы с резьбой и ротанговым плетением. Имя мастера, изготовившего предмет, кануло в Лету – 1917-й год стёр многое. И это добавляет проблем при реставрации, реконструкции, датировке, восстановлении истории экспоната. Практически нет информации о небольших мебельных мастерских, работавших в России в то время, да и по крупным негусто. Существовавшие общественно-политические тренды не приветствовали сохранение этих сведений. Длительный период история мебели в обывательском восприятии исчерпывалась цитатами из Ильфа и Петрова…
Предмет поступил в работу в довольно изношенном состоянии. Изначально собранная исключительно на клею конструкция претерпела неоднократный ремонт, гвоздей не жалели. Обломленные шипы, отпиленная зачем-то ножка, утраченное ротанговое плетение сиденья, прорывы плетения спинки... Наполовину утрачены декоративные планки, закрывающие узлы плетения на тыльной стороне спинки. Вместо отпиленной ножки приколочены два нестроганных куска доски – гвоздями насквозь, с загибом (почти что «малым морским») – чай не буржуи, красоту не наводить, главное, что стоит стул – не падает… Вместо плетения на сиденье фанера, забитая гвоздями. Осталось много грязи, следов различной краски.
Чтобы удалить «протез», его пришлось отпилить, а затем нафаршированный гвоздями остаток аккуратно колоть на мелкую щепу и частями вынимать из гвоздей. Оставшийся стальной «ёжик» можно увидеть на фото 2. «Ёжика» аккуратно «постригли» и остатки гвоздей удалили. На том же фото виден обломленный шип передней царги. Обломки шипов удалили из пазов, шипы восстановили. Детали стула и ротанговое плетение полностью отмыли от грязи и следов краски. 3 и 4 фото иллюстрируют состояние до и после промывки.
Поскольку предмет предназначен только для экспонирования и не подлежит эксплуатации по прямому назначению, было решено оставить и восполнить поврежденное плетение спинки. Это существенно усложняло работу, да и целиком обновленное плетение прочнее, но в данном случае приоритетно максимальное сохранение исходного предмета, а не максимальное восстановление его эксплуатационных свойств. В случае реставрации для использования предмета в быту плетение заменялось бы полностью. Утраченная ножка была реконструирована копированием сохранившейся парной ножки. Восполнены сколы и выщепы древесины. Заделаны вмятины и отверстия от гвоздей. Восполнены утраты плетения спинки и полностью восстановлено плетение сиденья. На 5 и 6 фото частично видны восполненные места. По уцелевшим участкам была восстановлена тонировка, нанесено защитное покрытие. Теперь стул ожидает своего места в экспозиции
#КонстантиновоРодинаЕсенина
#КонстантиновоМузей
#ЕсенинскаяРодина
#МузейЗаповедникКонстантиново
Реставратор, фото: Серафим Ромащенко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев