И гибели моего мужа Ильи, а также 53 членов экипажа платформы. Трагическая круглая дата, которая никак не укладывается в голове. Потому что за все эти годы - ни справедливости, ни законности, ни даже памяти. От тех, кому стоило бы помнить и делать выводы.
У меня уже несколько дней вертится в голове строчка:
- Отряд не заметил потери бойца... Потому что было понятно, что федеральные СМИ проигнорируют годовщину "Кольской" - зачем напоминать о неприятном, хватит недавней трагедии на шахте "Листвяжная", не говоря о других крупных техногенных катастрофах за последние годы. Кроме мурманской КП, которую я постила пару дней назад, была одна минута на мурманском телевидении и один абзац на "Эхе Москвы". Все.
Потому придется мне еще раз все о том же - чтобы помнили и понимали, что так жить нельзя, а ведь за 10 лет ничего не изменилось к лучшему. Видимо, поэтому многие важные детали никто не хочет озвучивать, а их стоит помнить. И моя память - не только моя, это трагедия сотен членов семей погибших, их друзей, коллег, всей нефтянки, да и всей страны.
18 декабря 2011 года буровая платформы "Кольская" перевернулась во время зимней буксировки в Охотском море.
По странному совпадению в Москве в ту ночь тоже было объявлено штормовое предупреждение, лил дождь и завывал ветер, но дома было тихо, мирно и уютно, и мы с дочкой спокойно улеглись спать, надеясь на лучшую погоду в воскресенье и предвкушая скорый Новый год с папой. А утром меня разбудил звонок друга мужа, он спросил: - Илья сейчас на "Кольской" или на "Мурманской"? Я ответила, что на "Кольской", он переспросил еще раз, и тут уже я удивленно спросила, что случилось. - "Кольская" перевернулась... Смотри новости...
Потом снова зазвонил телефон и полковник из Дальневосточного МЧС сообщил, что мой муж числится пропавшим без вести... - Но сами понимаете, обстановка сложная... Я посмотрела на часы - 11 утра, на Сахалине + 8 часов. Вечер, уже темно, значит, поиски прекращены до утра. Платформа перевернулась 5 часов назад - значит, кроме спасенных никого уже нет в живых, выжить столько времени в ледяной воде нельзя даже в гидрокостюмах.
Вечером ко мне заехали друзья мужа и кроме прочего ошарашенно сказали: - Мы думали, что у нас есть МЧС, а его нет.
Три дня по телевизору показывали спектакль, называемый поисково-спасательной операцией, хотя спасать было уже некого. Более того, 36 человек из 53 погибших так и остались пропавшими без вести, их тела не были найдены - даже это они не смогли сделать. До тех пор слово "пропавший без вести " у меня ассоциировалось только с диктатурой Пиночета и фильмом Коста Гавраса, мне и в страшном сне не могло присниться, что пропавшим без вести станет мой муж в мирное время.
Позже, уже на суде в Мурманске, я убедилась, что терпевших крушение не смогли, да и особо не пытались спасти. Матрос с буксира "Нефтегаз" честно рассказал на заседании, что вытаскивали из воды только тех, кто сам активно помогал себя вытаскивать, хватался за веревки, спасательные круги и пр. До того окольными путями я узнала, что мой муж доплыл до "Нефтегаза", и никак не могла понять - как же он погиб в таком случае? Следователь упорно отказывался отвечать на мои вопросы, заявляя, что все были в гидрокостюмах и никто никого не мог узнать. А искусственно затянутое следствие шло больше 3 лет...
Зато на суде мне повезло с матросом, подробно рассказавшим все, о чем его не спрашивал следователь. Хорошо, что адвокат помог четко задать ему вопросы и убедиться, что речь идет об Илье, мне было сложно. Люди в воде пристегивались друг к другу, чтобы помочь друг другу, чтобы их было легче найти, но им нужна была помощь, чтобы забраться на борт судна. А из шестерых, доплывших в одной связке с Ильей, спасли только троих - тех, кто смог сам помочь себя вытащить.
Всего 14 спасенных из 67 членов экипажа - это как, нормально? Погибло 6 женщин, повара и горничные из Магадана, получавшие зарплату 30-40 тысяч рублей.
Года через три, капитан другой платформы показал мне видео, как в таких ситуациях спасают наши заклятые друзья американцы - у них термогидрокостюмы со специальным тросом, прыгай в воду и вытаскивай тех, кто уже не может сам. Но у нас с такими спецсредствами напряженка, и не только с ними.
Когда получили сигнал бедствия с тонущей "Кольской", оказалось, что у МЧС на Сахалине нет ни одного вертолета - в самом деле, зачем они на острове? Между тем еще в 1989 году Илья попал в такой же шторм на той же платформе "Кольская" у берегов Норвегии - и всех спасли норвежские вертолетчики, потом отбуксировали к берегу пустую платформу. На сколько лет отстаем? Погранцы сказали, что они в такую погоду не летают, стали договариваться с маленькой частной авиакомпанией "Авиашельф". А там тоже ночью в воскресенье никого из начальства не было на месте, и дежурившие сотрудники требовали письма с подтверждением оплаты вылета. И я догадываюсь почему - "Авиашельф" как раз судился с МЧС за неоплату вылетов своих вертолетов...
В ту ночь прибывший из мурманского офиса АМНГР руководить буксировкой "Кольской" с Камчатки на Сахалин начальник службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания Терсин спасал железяку - старую латанную-перелатанную платформу, и упорно тянул с подачей сигнала SOS. А уже после того, как изначально отказавшийся возглавить буксировку капитан Козлов вопреки ему сам дал сигнал SOS, Терсин стал названивать начальству в Мурманск и спрашивать разрешения - а можно ли снять всех людей с платформы?
Начальство мурманской конторы - гендиректор Мелехов и его зам по флоту Васецкий предусмотрительно слиняли в командировки в Москву и Вьетнам и на звонки не откликались, поэтому звонил Терсин своему заместителю, а тот уже пытался найти каких-то других замов директора АМНГР. Система управления в действии!
Последний звонок, на который замдиректора по финансам Яковлев сказал что-то вроде: "Ну конечно, Вам там на месте виднее", был за 40 минут до переворота платформы...
Бредовость этих переговоров усугублялась тем, что снимать людей в шторм с платформы на суда-буксиры было абсолютно нереально - пришвартоваться в шторм нельзя, неужели подъемным краном переносить людей? Зато снять людей и пересадить их на буксиры можно было на пару дней раньше, когда был получен прогноз о приближении шторма - и решение об этом мог принять руководитель буксировки. Но, как вы уже догадались, сам он не решался ни принять решение, ни беспокоить начальство - гораздо проще понадеяться на авось. На этот раз авось кончился очень плохо...
Все эти годы я пытаюсь уложить случившееся в голове, но оно никак не укладывается. Потому что его невозможно ни понять, ни объяснить, и уж тем более простить.
Если добавить к вышеописанной ситуации то, что зимние буксировки в Охотском море запрещены, как и вся навигация с 15 октября - льды, однако, но раз уж решили буксировать, зачем это делать с полным экипажем на борту, когда достаточно морской команды 15-20 человек? Правильно, чтобы не платить за доставку экипажа домой морским или воздушным путем - на платформе же они бесплатно доберутся!
Отдельная песня - это страховка СОГАЗа на 100 млн. долларов, которую так никто и не получил, ибо она была составлена так, что из договора был исключен пункт об усталости металла, и почему-то именно это и произошло, треснул корпус, раскачались и рухнули опоры платформы. И много-много чего еще...
Полным разочарованием в правосудии стал судебный процесс, где помимо десятков фальсификаций следствия, по которым было заведено (и затем умело прикрыто) отдельное уголовное дело, главной "героиней" стала дочь руководителя буксировки - одного из главных виновников аварии, умело изображавшая из себя потерпевшую, хотя все время действовала в союзе с обвиняемыми. Наш первый московский адвокат так и не смог нам объяснить, как дочь обвиняемого может быть потерпевшей, с мурманским адвокатом мы написали кучу жалоб, но они впечатлили суд ровно так же, как и фальсификации материалов - все нормально, в процессе заседаний суд разберется. Когда-нибудь этот суд войдет в историю российской юриспруденции под лозунгом "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью".
В итоге 6-летний срок получили два стрелочника, оказавшиеся в офисе вместо убывшего в командировки начальства, а начальство продолжает спокойно руководить другими конторами - им уже ничто не грозит, т.к. суд был умело дотянут до 6-летнего срока давности. Два года спустя оба благополучно вышли по УДО, отсидев по 2 недели за каждого из 53 погибших. Дело даже не в том, мало это или много - а в том, что те, кто тупо выполнял преступные указания начальства, тоже должны отвечать за это перед законом. И они виноваты именно в этом, а не в том, что было нарисовано в обвинительном заключении. Увы, их начальников с трудом удалось допросить лишь в качестве свидетелей - суд счел, что отъезд в командировку дал им полное алиби, и проигнорировал все наши апелляции.
В феврале 2018 года мы, 11 потерпевших по делу "Кольской", подали жалобу в Европейский суд. Жаль, что в родной стране не на что надеяться, а ЕСПЧ завален жалобами из России и ждать придется еще несколько лет. Но я надеюсь дожить до того времени, когда все будет названо своими именами, в том числе и настоящие виновные - ведь пока это не случилось, подобные трагедии повторяются снова и снова...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6