"
Существующий строй жизни подлежитъ разрушенiю. Въ этомъ согласны какъ те, которые стремятся разрушить, такъ и те, которые защищаютъ его.
Уничтожиться долженъ строй соревновательный и замениться коммунистическимъ; уничтожиться долженъ строй капиталистическiй и замениться соцiалистическiмъ; уничтожиться долженъ строй милитаризма и замениться разоруженiемъ и арбитрацiей; уничтожиться долженъ сепаратизмъ узкой нацiональности и замениться космополитизмомъ и всеобщимъ братствомъ; уничтожиться должны всякiя религiозныя суеверiя и замениться разумнымъ, религiознымъ, нравственнымъ сознанiемъ; уни-чтожиться долженъ всякаго рода деспотизмъ и замениться свободой; однимъ словомъ, уничтожиться должно насилiе и замениться свободнымъ и любовнымъ единенiмъ людей.
До сихъ поръ для достиженiя всехъ этихъ целей употреблялись два средства: первое-насильственныя революцiи сверженiе людей, поддерживающихъ нежелательный порядокъ, и замещенiе ихъ другими, долженствующими устроить другой, желательный порядокъ жизни; и другое состоящее въ томъ, чтобы, не разрушая существующаго порядка, вступая въ ряды правительства, постепенно, понемногу достигать того изменешя существующаго порядка, котораго требуетъ человеческое сознанiе нашего времени.
Первый способъ не достигаетъ своей цели потому, что, во-первыхъ, всякое насильственное разрушенiе существующаго порядка вызываетъ въ большинстве индиферентныхъ людей реакцiю, желанiе удержать во что бы то ни стало какой бы то ни было существующiй и даже существовавшiй прежде, когда не было пертурбацiй, порядокъ вещей и потому вызываетъ реакцiю, только отдаляющую достиженiе цели. '
Во-вторыхъ, потому, что люди вступающiе во власть, при удержанiи прежней государственной машины насилiя очень скоро становятся столь же деспотичны, иногда еще и более, чемъ сверженные. (Реакцiя большой французской революцiи противъ деспотизма королевской власти, реакцiя Наполеона и реакцiя 15-го года, реакцiя после 30-го, после 48-го, после 81-го у насъ, и реакцiя теперь после анархистскихъ взрывовъ и убiйствъ во Франции).
Второй способъ, состоящiй въ томъ, чтобы, участвуя въ правительстве, улучшая, изменять его, еще менее достигаетъ своей цели, потому что люди не только вступающiе въ ряды правительтва, безъ цели постепеннаго улучшенiя существующаго порядка, но даже признающiе правительство и пользующiеся его выгодами и уверяющiе себя, что они пользуются выгодами правительства только для того, чтобы быть въ состоянiи видоизменять его и улучшать, - незаметно для себя, очень скоро и неизбежно (потому что вся жизнь ихъ опирается на правительственномъ насилiи) становятся не только не исправителями и изменителями насилiй правительства, но самыми горячими защитниками его. Все равно, какъ если бы человекъ взявшiйся исправлять лодку, сиделъ бы и плылъ въ ней.
Люди въ продолженiе несколькихъ поколенiй, уже сознавъ ложность своего положения, стараются изменить его то темъ, то другимъ средствомъ, но ни то, ни другое не производитъ действiя, и положенiе становится все хуже и хуже.
Существуетъ же одно средство достижения этой цели, и самое простое и естественное, состоящее въ томъ, чтобы оставить въ стороне государство и правительство и не думать о немъ, а думать только о себе и своей жизни, уяснить себе цель и значенiе своей жизни и, соответственно уясненнаго сознанiя вести свою жизнь.
И удивительное дело: это средство, оставляющее совершенно въ стороне вопросы о государстве, правительстве, обществе, одно разрешаеть (и самымъ несомненнымъ образомъ) все вопросы государственные, правительственные и общественные.
Средство это, по отношению къ вопросамъ государственнымъ, правительственнымъ и общественнымъ, состоитъ въ томъ, чтобы вместо того, чтобы насильственно разрушать существующiй строй жизни или, желая разрушить или изменить его, на немъ строить свою жизнь - средство это состоитъ въ самомъ простомъ прiеме, который, казалось бы, первый долженъ бы былъ придти въ голову людямъ,- именно въ томъ, чтобы не участвовать въ томъ насильственномъ строе жизни, который мы отрицаемъ и хотимъ изменить.
Для того же, чтобы не участвовать въ этомъ насильственномъ и ложномъ строе жизни, нужно:
1) сознавать ясно смыслъ и назначенiе своей жизни,
2) ясно понимать, что въ нашей жизни соответствуеть назначенiю нашей жизни и что противоречить ему, и
3) знать те средства, которыми возможно привести въ согласiе свою жизнь съ требовашями своего сознанiя.
1896 год.
-------------------------
Из собрания соч. Л.Н.Толстого под редакцией П.И.Бирюкова (1913г., том 18, стр.147-148) – В.Р.
Что тут скажешь? "Титан Духа и матёрый Человечище" как справедливо и точно сказал мой земляк и Учитель Ильич Ленин!!! В сущности в тексте на 1 страницу заложил основы Этики Ненасилия, подхваченные Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом - смотрите статью на эту тему http://proza.ru/2017/06/09/2145
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8
вот Ленин-то, не учитель, а Разрушитель!
Ленин, первостатейный иуда, разрушитель, убийца, марионетка Ротшильдов, наипервейший предатель России! и её народа!
Изверг, устраивающий голодоморы и др. массовые беды, п/чутким рук-вом этих ротвеллеров-ротшильдов