Из представленных планов видно, что практически всё правобережье Орши было занято нуждами пароходства…
Существовало в тогдашней Орше уже устоявшееся понятие "работа в порту", которая предоставляла большое разнообразие специальностей для мужского населения города. "В порту" постоянно требовались рабочие по обслуживанию судов и причальных сооружений, погрузке-разгрузке, транспортировке грузов, их складированию и хранению. Вероятно, некие склады и отмечены на планах (узким вертикальным прямоугольником из черных и белых клеток) чуть выше моста через Днепр, - именно здесь упоминается обширная Сенная или Лобазная (Лабазная) площадь, где складировали и торговали дровами, сеном, проводились митинги и собрания…
Примечательно, что на плане 1890 г. отдельно оговорена стоянка судов, доставляющих керосин: напротив центральной тогда части Орши, чуть выше замчища. Кстати, почти рядом с этим местом, – в южном углу базарной площади керосин продавали до 1970-х годов. Стоит напомнить, что до электрификации и позднейшего появления газоснабжения города керосин являлся "стратегическим" товаром, использовавшимся для освещения приготовления пищи…
Пристань для судов, грузящихся знаменитой оршанской "вапной"-известью, указана у одного из главных мест добычи известняка – в урочище Чертолье (правый берег Днепра в районе северного конца проспекта Текстильщиков).
Из пояснений к плану оршанских пристаней на Днепре (1890 г.) следует, что причальные сооружения требовалось приспосабливать под сезонные уровни воды в реке. С наступлением же холодов некоторые суда останавливались в Орше на зимовку, с их заходом и поднятием в русле реки Оршицы (чтобы уберечь суда от повреждения весенним ледоходом).
Планы пристаней на Днепре в Орше отображают ещё и распределение мест причала судов, их владельческую принадлежность (с упоминанием "Общества пароходства по Днепру", Песельника, Забудского, Маховера) и даже названия отдельных пароходов: "Воробей", "Голубчик", "Лев", "Анна", "Моція"…
У моста через Днепр утром 3 мая 1910 г. в Орше встречали пароход "Головачев" со Святыми мощами Преподобной Евфросиньи во время их перевоза из Киева в Полоцк (подробнейшее описание этого события представляет "Памятная книжка Могилевской губернии. На 1911 год", изданная в Могилеве в 1911 г.). Пожалуй, за всю историю Орши это доныне остаётся самым зрелищным событием на Днепре! "Счастливы матросики – им Господь довёл проводить Преподобную!" – часто слышалось в многотысячной толпе встречающих на берегу.
Комментарии 3