История каждого музейного экспоната уникальна. Например, на территории музея Воинской славы стоит вагон, которому скоро будет 130 лет.
Построили его в 1894 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, крупнейшем машиностроительном предприятии Российской Империи. История этого завода, который считался флагманов европейской промышленности ХХ века, заслуживает отдельного рассказа.
Во второй половине XIX века российское правительство уделяло серьезное внимание строительству железной дороги по всей стране. Между городами открывалось железнодорожное сообщение. Возникла потребность в транспорте. Не хватало вагонов, как грузовых, так и пассажирских. Россия заключила контракт с немецко-голландской фирмой Van der Zypen und Charlier, производившей железнодорожные вагоны. Западная корпорация, получив от России заказ на изготовление 500 вагонов, столкнулась с финансовыми проблемами: таможенные пошлины оказались слишком высокими, да и процесс оформления новых вагонов был чрезмерно сложным. С целью снижения затрат компания приняла решение открыть свой филиал прямо в России. В 1869 году в Риге были построены производственные корпуса, оснащенные по последнему слову техники.
Через пять лет завод был преобразован в «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода» («Руссо-Балт»). В акционерное общество вошли русские предприниматели, и оно перестало зависеть от иностранной фирмы. С началом строительства Транссибирской магистрали произошёл расцвет предприятия. Как отмечала пресса тех лет, «1893 год стал исходным пунктом блестящей эры завода». В этот период и был построен вагон № 21647, а его колёсные пары были произведены ещё раньше - в 1877 году.
Такой товарный вагон, предназначенный для перевозки грузов, в случае необходимости можно было переоборудовать под перевозку людей или лошадей. В него вмещалось 40 человек или 8 лошадей. Для перевозки людей вагон оборудовался двух-трехъярусными нарами, в центре ставили печку- буржуйку. В Казахстане в таких вагонах-теплушках отправляли солдат на фронт и привозили оттуда раненых, в годы. В Павлодар вагон попал в первый послевоенный год. Говорят, он пришёл из Германии.
В годы целинной эпопеи десятитонный трудяга перевозил грузы, пока не состарился. Долгое время он стоял в тупике на станции Туз-Кала в селе Таволжан. Почётный ветеран-железнодорожник, Заслуженный работник транспорта Казахской ССР Аби Саркыншакович Саркыншаков предложил восстановить исторический вагон и передать его в музей. За дело взялись опытные железнодорожники. Им пришлось буквально разобрать вагон до последнего винтика, а некоторые металлические детали создавали заново, вытачивая на станках. После нескольких месяцев кропотливой и трудоёмкой работы железнодорожники-энтузиасты сумели полностью воссоздать прежний вид вагона. 5 мая 2015 года в торжественной обстановке вагон установили на территории музея Воинской славы. Он стал ещё одной достопримечательностью Павлодара.
Комментарии 1