Расположено на р. Игарка в 18 км от ст. Клявлино. Основано в 1765 г. чувашами, переселившимися из. д. Байтермиш Бугульминского уезда, в которую в 1760-х годах переселились из Пензенского уезда. В 19 веке входило в Бугурусланский уезд Оренбургской, затем Самарской губерний. Население в 18-19 вв. – государственные крестьяне. В языке заметны признаки верхового диалекта, в традиционной культуре преобладает общий для заволжской группы пласт (ҫӗнӗ ҫул, ҫӑварни, мункун, ҫимек, вӑйӑ, кĕр сӑри и т. д.).
Автор Е. А. Ягафова, «Чувашской энциклопедии», Чебоксары, 2006.
В литературных источниках говорится, что бор-игарцы переселились то с д. Борискино Бугульминского уезда, то с д. Байтермиш.
Из монографии Романова В. Н. «Взаимодействие культурных систем в этническом пространстве Среднего Поволжья», Ульяновск, 2003 г: «По одной легенде бор – игарцы поначалу жили вместе с мордвой в д. Борискино, но из – за тесноты чуваши переселились на речку Игарку, по которой и деревня их стала называться Борискино – Игар.
По другой версии мордва и чуваши ранее проживали в д. Байтермиш (последняя получила свое название, как утверждает предание, по имени чувашского силача Миши (Паттăр Миши), одолевшего мордовского соперника в схватке).
Последнее известие представляется наиболее вероятным, поскольку земли по р. Игарке действительно принадлежали жителям Байтермишской общины, в которой по ревизии 1762 – 1766 гг. насчитывалось 197 душ обоего пола чувашей и 145 душ обоего пола мордвы, причем в 1762 – 1766 гг. наблюдалось резкое увеличение численности чувашей – с 21 до 197 чел., в то время как мордвы – лишь на 23 чел. Это обстоятельство, вероятно, и привело к последовавшему в 1780 – 1790 гг. отселению чувашей из Байтермиша. Точная дата возникновения этих деревень установлена лишь в отношении населенного пункта Байтермиш – 1755 год. Документально д. Бор – Игар зафиксирована в материалах «Генерального межевания» в 1798 г».
Но утверждение В. Н. Романова не совсем верно. Первое упоминание деревни находим в 5 ревизской сказке 1795 г. под названием Игар. В ревизских сказках деревень Старое Резяпкино, Зелёный Ключ. Чёрный Ключ, Ерыкла Бугульминской округи встречаются записи: «Выдана (взята) деревн Игарей Сергиевской округи».
«Загадочная» деревня Игарей (Игар), так в ревизских сказках упоминается Бор-Игар. В 6 ревизской сказке 1811 г деревня уже назывется Борискино (Игар). Почему загадочная? Потому что ревизские сказки соседних чувашских деревень хранятся в Уфимском Центральном Государственном Историческом Архиве (ЦГИА РБ) и легко были доступны в АИПС. А по д. Бор-Игар данных нет. Всё объясняется просто. Деревня Бор-Игар первоначально входила в Сергиевскую округу (району) Оренбургской губернии, а в последствии – в Бугурусланский уезд Оренбургской, а затем Самарской губерний. Поэтому материалы ревизских сказок оказались в ОГАО (Объединённом государственном архиве Оренбургской области).
Наиболее интересным являются материалы 5 ревизской сказки 1795 г. по деревне Игар Сергиевской округи: Фонд 98, Опись 2, листы 130 -146 об. В 5 ревизской сказке указывались и женщины, и указывались не просто кем доводится хозяину, сколько лет, но откуда взята в замужество и куда выдана. Исходя из этого можно узнать, откуда переселились основатели деревни.
Некоторые данные из материалов 5 ревизской сказки по деревне Игар. К сожалению, первых двух страниц или не сохранилось, или по какой то причине не были предоставлены. Нет листа 130 об. и 131. Перепись начинается с листа 131 об.
В конце 132 листа запись: «У Абрама жена Анна Дементьева дочь в последней ревизии писана была (1783 г) 42 года, умре в 1786 г., взята Пензенской округи из деревни Соснового врага (оврага) таковая же новокрещенка». Ныне село Сосновый Овраг (Аслӑ Ял) находится в Неверкинском районе Пензенской области.
Далее 2 семейство: «У Лукьяна жена Алёна Сергеева дочь 55 лет (на момент 5 РС 1795 г). Взята Симбирской округи из деревни Кадыковки». Деревня Кадыковка существуеть с 1670 года. В том году отведено было солдатам выборного полка, Андрюшке Богданову и Захару Ильинскому с товарищи, в числе 12 человек. Ныне в Майнском районе Ульяновской области. Деревня Кадыковка есть и в Павловском районе Ульяновской области. Откуда взята Алёна Сергеева точно установить не удалось.
3 семейство. «Сын вдовы Пелагеи Ивановой Григорий 45 лет. У Григория жена Ульяна Аверьянова дочь 31 год, взята Симбирской округи села Верёвкина». Местонахождение установить не удалось.
6 семейство. «Семён Тихонов умре в 1784 г. У него жена Анна Тихонова дочь 68 лет, взята Курмышской округи из деревни Кудаковой у новокрещена». Местонахождение установить не удалось.
11 семейство. «Семён Григорьев умре в 1793 г. У него жена Федосья Семёнова 63 лет. Взята Пензенского наместничества из деревни Калмантаевой у новокрещена». В настоящее время село Калмантай в Вольском районе Саратовской области. По сведениям за 1911 год в селе проживали преимущественно бывшие государственные крестьяне, чуваши и мордва, составлявшие одно сельское общество.
13 семейство. «Иван Семёнов умре в 1789 г. У него жена Марья Иванова 63 лет, взята Симбирской округи из деревни Хомпусь Хотира (неразборчиво) тож у новокрещена». Хомпусь Хотира тож не нашёл. Есть Хомпусь-Батырево (Хомпуҫ-Патӑрьел) – село в Ибресинском районе Чувашской Республики. Жители чуваши, до 1724 г ясачные.
В этом же семействе: «У Андрея жена Прасковья Петрова умре в 1790г., взята Пензенской округи из деревни Казанлы у новокрещена». В настоящее время чувашское село Казанла входит в Базарно-Карабулакский район Саратовской области.
27 семейство. «Платон Дмитриев умре 1789 г. У него жена Настасья Кирилова 61 год. Взята Бугульминской округи из деревни Бикмурзиной». Возможно, описка, в Бугульминском уезде деревни с таким названием нет. Есть БИК-МУРЗИНО (Бикмурзино, Пик Мурзино, Пикмурзина, местное – Кивь Йель), чувашское село, центр сельсовета, в 4 км к востоку от Неверкино, на левом берегу Илим-Кадады. Ныне деревня Бикмурзино в Неверкинском районе Пензенской области.
«Степан Платонов 58 лет. У него жена Авдотья Иванова 53 лет, взята Симбирской округи из деревни Сызранские Вершины». Большие Сызранские Вершины ныне вошло в состав села Живайкино, которое до 1752 года называлось Малыми Сызранскими вершинами. «В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, село Рожественское Малые Сызранские Вершины Живайкино тож при речке Малых Сызранских Вершинах крещеной мордвы, и в нём же деревня Больших Сызранских Вершин, крещеных чуваш, вошло в состав Канадейского уезда». Село Живайкино ныне в составе Барышского района Ульяновской области.
28 семейство: «Семён Кирилов 80 лет. У него жена Катерина Семёнова 68 лет, взята Самарской округи из деревни Кадышовки». В Самарской области населённого пункта с таким названием нет. Возможно, описка, надо читать Симбирской округи?
30 семейство: «Вдовы Марьи Васильевой сын Мирон умре в 1793 г. У него жена Аксинья Никифорова дочь новокрещенка, взята Симбирской округи из деревни Чертанлей». Населённых пунктов такого наименования два. В настоящее время это:
Адельшино (Адельщино, Аделшино, Чертанлей, Новый Чертанлей, Сеитовка, Сеиновка, Набиевка), бывшая чувашско-татарская деревня Бикмурзинского сельсовета. Илюшкино (Илюшкина, Черталей, Чертанлея, Илюха йель), бывшая чувашская деревня Неверкинского сельсовета, на правом берегу и к северо-западу от райцентра Неверкино Пензенской области.
35 семейство: «Иван Яковлев 83 лет. У него жена Катерина Васильева старинная Бугульминской округи из деревни Калмантаевой». Возможно, описка. В Бугульминском уезде нет и не было населённого пункта с таким названием. Скорее всего, это одноименная деревня Саратовской области.
У более молодого поколения жёны взяты с местных деревень Бугульмиской, Бугурусланской и Сергиевской округи в радиусе около 100 км. География обширна, более 20 деревень. Наиболее тесные связи были с деревней Каменка, ныне Шенталлинского района. Взята в замужество 7 девиц, отдана в замужество – 5. Далее следуют Резяпкино – 5 и 3 соответственно, Туварма (Туарма Шенталлинского района) – 5 и 1, Новое Резяпкино Зелёный Ключ – 4, Клявлино – 4.
Остальные деревни: Одного Двора (Девлезеркино) и Токмакла Челновершинского района. Артюшкино, Четырла и Салейкино Шенталлинского района, Серёжкино Черемшанского района, Ерилкино, Семёнкино и Ерыклы Клявлинского района, Байтуганово Камышлинского раона, Убейкино, Ишуткино, Два Ключа, Саперкино, Ганькино Бугурусланской округи Исаклинского района, Ганькино Бугульминской округи, Стюхино, Султангулово и Мансуркино Похвистневского района.
Встречаются и межэтнические браки, что в те времена было редкостью. Две девицы мордовки взяты с деревни Казбулат и одна с Байтермиша. Есть брак с девицей из деревни Чупаево ныне татарская деревня в Альметьевском районе, или в Чупаево жили чуваши, или девица взята у новокрещённого татарина.
Одна девица с Игарей выдана в замужество в деревню Васкино Бугульминской округи, ныне Васькино Бавлинского района Татарстана.
До 5 ревизской сказки 3 семейства с деревни Игар по Указу Уфимской казенной палаты были переселены в деревню Мансуркину, ныне Старое Мансуркино Похвистневского района. Это Яков Яковлев с семейством, Алексей Иванов с семейством, Никифор Исаев.
Почти все жители деревни Игар на момент проведения 5 рс (1795 г) были новокрещенами. Иноверческое имя только у одной женщины: «У Карпа жена Шарпике Ишмендеева старинная нашей деревни».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев