Когда -то он был очень красивый, нарядный, сейчас уже изрядно постарел, хотя глаз притягивает до сих пор.
Дома, как и люди проходят все жизненные стадии: молодость, зрелость и старость. Я этот дом помню в момент его зрелости. В нем жили две семьи, через стенку по соседству: Кускова Зинаида Федотовна и Сухачева Марфа Сергеевна.
Обе вдовы участников Великой Отечественной войны.
Зинаиду Федотовну многие помнят, я в этом уверена. В деревне ее называли тетя Зина-пекариха. Это было в те годы, когда в колхозе была своя пекарня и тетя Зина была в ней самой главной. Пекарня располагалась в доме, где в последующие годы жил Барков Ю.А.
Труд был полностью ручной: растопить печь, вымешать тесто, потом разложить по формам и в печь. При этом на работу приходили рано утром, часов в 5 или раньше. Хотя работа для женщин известная, дома тоже пекли хлеб сами, но для всей деревни требовались большие объемы. Кроме того были в деревне больница, детский сад, детдом. Не могу точно сказать: из колхозной пекарни снабжались они хлебом или нет. Думаю, что да.
Когда хлеб уже был готов – к пекарне подъезжал на лошади дядя Гриша Гудо, он был развозчиком хлеба. На телеге стояла деревянная будка, где в лотках лежал хлеб. Когда дядя Гриша проезжал по улице,- то запах свежеиспеченного хлеба распространялся по всей округе.
Гудо - фамилия, странная, не здешняя, но в то время это навряд ли кого-то удивляло, потому как в деревне было много спецпереселенцев, их называли сосланными. Были молдаване, латыши, немцы и фамилий, непривычных для русского уха, было предостаточно.
Гудо был женат на Татьяне Лопатиной, по-деревенски ее называли Таня Лопатка. Сам Гриша Гудо и его дети были черноволосые, кудрявые, как цыганята. Дядя Гриша был человек доброй души. Когда людям требовалось срочно купить хлеб, а в магазин идти, не было времени, – то его могли остановить посреди улицы, попросить, чтобы продал. И он не отказывал, хотя это не разрешалось.
Собственно, тетя Зина тоже так поступала. Мама иногда посылала мою сестру в пекарню за хлебом, было ей еще года 4-5. Это случалось, когда отцу надо было ехать утром на покос, а кроме хлеба особо брать то с собой было нечего. Тоня приходила, робко открывала дверь и стояла на пороге, ждала, когда на нее обратят внимания. Женщины суетились, видно, что были заняты. Стояли в помещении несколько чанов, где замешивали тесто. Огромная русская печь, которую топили и зимой и летом. Тяжко было летом, когда на улице и в помещении пекарни стояла жара.
Наконец, тетя Зина оборачивалась к ней с вопросом: что тебе надо? Понятно что. Тетя Зина говорила: хлеб положи в подол платья и никому не показывай, беги быстрей домой. Что сестра и делала.
Хотя тетя Зина внешне выглядела сурово: ходила всегда с высоко поднятой головой, на которой были красиво уложенные волосы в виде корзинки, но человеком она была добрейшим.
В деревне все друг друга знали, знали какие трудности и проблемы в каждой семье, по возможности помогали и выручали. Знала и тетя Зина, что отец начал строить дом, мама весь день пропадала на этой стройке: ездила на лошади за мхом, делала замес глины для штукатурки, прибивали дранку к стенам, да мало ли еще чего.
После того как закрыли пекарню, это примерно 1960 год, тетя Зина работала продавцом в магазине. А хлеб привозили из Асино.
Я помню тот момент, когда с хлебом были перебои. Это был продовольственный кризис по всей стране, 1962-1963 года. Не буду углубляться в причины этого кризиса, о нем много написано. Но то, что люди занимали очередь за хлебом с утра – этому я свидетель. Запомнилось: жаркое лето, возле ларька толпа людей, ждущих машину с хлебом. Было ограничение выдачи хлеба в одни руки.
Проблемы, видимо, были с плохим урожаем во время засухи 1963 года, плюс просчеты руководства страны. Я думаю, что колхозники тоже не имели на руках пшеницу, которую выдавали на трудодни. Иначе могли бы намолоть муки, мельница в колхозе была. Пережили и это.
Тетя Зина жила с нами по соседству, она прожила долгую жизнь, в конце которой ее уже все стали называть бабой Зиной.
Но всегда перед праздниками баба Зина, топила дома русскую печь, пекла булочки, пирожки и угощала соседей. Еще вязала рукавички, носки и тоже дарила соседям. Такие добрососедские отношения были нормой для деревни. Жаль, что утратились.
В.Кондрашова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев