Советская Колыма. — 1947. — 15 янв.
Рассказывая о доме № 4 (пр. Ленина, 11), мы не упомянули одну важную деталь: стройка эта осуществлялась в рамках «Проекта строительства комплекса жилых домов по Колымскому шоссе» — от улицы Сталина (пр. Карла Маркса) до улицы Пролетарской, разработанного специалистами проектно-изыскательского отдела Дальстроя (авторы проекта — архитекторы Евгений Викторович Симов, Алексей Васильевич Козлов и Александр Александрович Лепковский) и принятого к исполнению в январе 1945 года. В соответствии с этим проектом во второй половине 1940-х годов в нижней части Колымского шоссе практически одновременно велось строительство семи жилых домов.
В пояснительной записке к проекту застройки говорилось (в скобках указаны внесённые нами современные наименования улиц и номера домов):
«В соответствии с указанием начальника Дальстроя комиссара III ранга тов. Никишова строительство жилых домов первой очереди намечено на свободных участках Колымского шоссе по двум сторонам его от улицы Сталина (пр. Карла Маркса) до Пролетарской улицы...
Основной комплекс жилых зданий располагается на территории пустующего участка погранотряда (район прилегающий ко 2-му корпусу политехникума по пр. Ленина, 4), а также на противоположном участке между зданиями поликлиники и госбанка (участок, занятый зданием пр. Ленина, 7).
Жилые дома проектируются с различным количеством секций, один из них с угловой секцией, выходящей на вновь проектируемый проезд Ново-Магаданской ул. Одновременно с этим выгодно используется естественный рельеф местности. Всё это вносит разнообразие и оживление в архитектурные формы зданий, проектируемых из типовых секций...
Таким образом, на территории погранотряда располагается 3 жилых дома в 2, 3 и 4 секции, всего 9 секций с количеством из 108 квартир.
Дом 3-х секционный (пр. Ленина, 8) ставится в некоторой глубине участка с развернутым двором перед ним и двумя домами, стоящими по красной линии Колымского шоссе и архитектурно объединенными красивыми ограждениями центральной части двора (курдонёра) с газонами, цветниками и иными элементами архитектурного оформления.
Жилой дом на противоположной стороне Колымского шоссе (пр. Ленина, 7) имеет 3 секции в 36 квартир, располагается на общей оси с центральным объемом и подчиненный общей идее, в своей архитектурной форме и некоторых элементах отделки, завершает архитектурную композицию значительного объема. Всего по обе стороны улицы в данном комплексе 4 жилых дома с общим количеством в 144 квартиры.
В проекте для строительства ближайшего времени просматривается место еще для одного жилого дома в 2–3 секции (пр. Ленина, 11) перед существующим зданием горкино и в одной линии с достраиваемым жилым домом № 5.
Разрыв между жилыми домами по ю-в стороне Колымского шоссе застраивается новым зданием горкино (здесь, надо полагать, речь идёт не о кинотеатре «Горняк», а о том здании, которое, как мы помним по апрельскому номеру «Советской Колымы» за 1941 год, должно было «замкнуть жилой квартал дома № 5 по улице Горького». На генплане это здание замысловатой формы мы видим, но выстроено оно не было), которое приближается по возможности к общей красной линии...
По мере сноса зданий на месте госбанка возможно строительство в последующие года жилого дома в 2-3 секции, и на месте фабрики-кухни строительство автовокзала с гостиницей и рестораном (гостиница и ресторан «Магадан»).
Жилой дом № 2 по ул. Сталина (пр. Карла Маркса, 31/18) подвергается некоторой реконструкции надстройкой, исправлением штукатурных работ и покраске, что вполне осуществимо.
Здание поликлиники увязывается с благоустройством окружающей его территории и остается в своих формах неизменным (как мы уже знаем, поликлиника № 1 в 1957 г. была надстроена на 1 этаж, а на углу Колымского шоссе и улицы Горького у неё появилась 4-этажная пристройка).
В благоустройстве территории улицы в целом намечается, помимо сквозного прохода, отвечающего естественному рельефу местности, устройство декоративных лестниц, озелененных откосов каменных ограждений и т. д., используемых в качестве элементов архитектурного оформления улицы.
Предполагаемый проект застройки Колымского шоссе создает живописный силуэт улицы, отвечающий естественному рельефу местности, одновременно объединяя все здания в стремлении к городскому центру, где располагаются основные объекты городского строительства — жилые дома № 5 по ул. Дзержинского (пр. Карла Маркса, 33/15) и № 1 по ул. Сталина» (пр. Карла Маркса, 36/20)».
В 1945 году в строительной отрасли Дальстроя произошё качественный и количественный скачок — заканчивалась эпоха возведения деревянных времянок. Дополнительным стимулом к тому явилось постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 29 октября 1945 года «Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работников Дальстроя НКВД СССР». В опубликованной «Советской Колымой» 16 ноября 1945 года статье начальника Дальстроя генерал-лейтенанта И. Ф. Никишова «Сталинская забота о работниках Дальстроя», в частности, говорилось: «Совет Народных Комиссаров СССР в своём постановлении утвердил... ряд важных мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий работников Дальстроя. Согласно постановлению правительства Дальсрой должен в течение 1946–1950 гг. выполнить огромный об'ём работ по строительству новых жилищ. Этим же постановлением предусмотрено строительство новых об'ектов здравоохранения, школ и детских учреждений, культурно-бытовое строительство... Постановление... будет способствовать притоку к нам новых квалифицированных кадров».
Но ещё в апреле 1945-го «Советская Колыма» сообщала: «Сейчас на строительных площадках идут земляные работы. Заканчивается выемка грунта под фундамент дома № 8 по Колымскому шоссе (Ленина, 10). 16 апреля земляные работы по этому дому будут закончены. Началась подготовка к кладке фундамента... Сейчас часть людей переведена на работы по дому № 10 (Ленина, 6). На этом об'екте уже вынуто 170 кубометров грунта...» В той же заметке упоминалось и строительство дома № 7 (Ленина, 12), где, к сожалению, «план выполняется лишь на 50–55 проц.».
Несколько отвлечёмся от основной темы, чтобы обратить внимание читателя на странный по сегодняшним представлениям порядок нумерации домов. Так, в пояснительной записке к «Техническому проекту комплекса жилых домов в г. Магадане строительства 1945 года» (автор и главный инженер проекта — архитектор Евгений Викторович Симов) говорилось: «Под застройку жилого комплекса в техническом проекте приняты два участка, расположенные вдоль улицы Колымское шоссе. 1-й — между жилым домом № 3 и зданием морпогранотряда. 2-й — между жилым домом № 5 и зданием поликлиники». При этом по проекту на втором участке размещались четыре дома: №№ 7, 8, 9 и 10, а ниже сообщалось (и мы это уже знаем), что «жилой дом № 4... расположен на участке между жилым домом № 5 и поликлиникой». Мы знаем также, что в описываемые времена правая и левая сторона Колымского шоссе определялись по направлению от центра города вниз, к Магаданке. В том же направлении, вроде бы, должна была следовать и нумерация домов. Но совершенно неожиданно дома с чётными и нечётными номерами могли оказаться по одну сторону улицы. Причём Колымское шоссе вовсе не являлось в этом смысле исключением. Скажем, на улице, позже названной Портовой, первый дом от угла с Колымским шоссе — в направлении порта — имел номер 15, а следующий за ним по той же стороне — 16. Вопрос возникал у нас и по угловому дому на пересечении улицы Дзержинского и Колымского шоссе: почему он имел номер 5? При этом, если заметили, при указании на то или иное здание наименование улицы следовало, как правило, за номером дома: «дом № 5 по улице Дзержинского» и т. п. А могли улицу и вовсе не называть: «дом № 4» — и все дела...
Интересными в этом плане нам представляются списки избирательных участков при разного рода выборных кампаниях. Так, в списке избирательных участков, опубликованном в «Советской Колыме» 19 июня 1941 года, мы обнаруживаем прикреплённые к участку Центрального дома окружкома профсоюза адреса: Колымское шоссе, дома №№ 1, 2, 3 (деревянный), 3 (каменный), 4, 15, 16 и общежитие УКГС у дома № 3. А в составе избирательного участка «Средняя школа» — адрес: Колымское шоссе, дом № 10.
7 декабря 1945 года в списке избирательных участков «по городу Магадану» к избирательному участку № 327 (клуб УНКВД) «прикреплены» дома по левой стороне Колымского шоссе (без указания номеров), а к избирательному участку № 328 (Дом культуры) — Колымское шоссе, дома №№ 1, 2, 3, 5 — надо полагать, по правой стороне шоссе.
А 16 ноября 1947 года, в списке участков по округам среди адресов значатся следующие дома по Колымскому шоссе: в округе с центром в Доме культуры — №№ 1-а, 22, бараки №№ 1 и 2; с центром в Окружкоме профсоюзов — № 10-а; с центром в средней школе — № 3; с центром в Управлении связи — №№ 6, 8, 10, 12; с центром в новой гостинице — новая гостиница, №№ 15, 17 и общежития 3-го транзитного городка №№ 1, 2 и 2-а. Вряд ли сегодня можно с точностью установить, к каким домам относились те адреса.
В августе 1947 года в «Советской Колыме» появилась заметка «Где эта улица, где этот дом?», в которой — впрочем, без конкретного упоминания Колымского шоссе — говорилось о неправильной нумерации домов и квартир города, что создавало серьёзные проблемы для доставки почты. В очередной раз к теме газета вернулась в июне 1948-го, затем в мае 1950 года: «Нумерация домов на многих улицах Магадана, даже на центральных, совершенно не упорядочена. Ряд домов носит номера, под которыми они числились как новостройки, независимо от местоположения... Исполком горсовета поручил коммунальному отделу и городскому архитектору подготовить материалы, и в течение августа все городские строения получат окончательную, упорядоченную нумерацию».
Вот, кажется, и приоткрылась завеса тайны: в ходе проектирования и строительства дома получали некие порядковые, «рабочие» номера, а далее — по инерции... Но к концу 1948 года ситуация начала помаленьку исправляться. В решении Магаданского горисполкома № 89, опубликованном 14 декабря 1948 года, «Об образовании избирательных пунктов по выборам народного суда...» один из участков описывался так: «...дома, расположенные... в границах от моста до дома № 12 по ул. Колымское шоссе, дальше по Ново-Магаданской улице до пересечения с Советской и по Советской до берега реки Магаданки...» (выделено мною. — А. Г.). Несколько позже, в одном из октябрьских номеров «Советской Колымы» за 1949 год уже упоминались «дома №№ 6, 8, 10 и 12 по Колымскому шоссе». А 14 сентября 1951 года решением Магаданского горисполкома № 195 «О введении новой нумерации домов и наименований отдельных улиц в г. Магадане и в районе Нагаево» были утверждены новые наименования ряда улиц. Именно с тех пор Колымское шоссе — от улицы Пролетарской до улицы Сталина — стало именоваться проспектом Ленина, и дома на нём окончательно получили привычные нам сегодня адреса.
Но вернёмся, однако, к середине 1940-х годов.
Упомянутый выше «Технический проект» архитектора Е. Симова несколько изменил параметры зданий, предусмотренные начальным «Проектом строительства» архитектора А. Козлова. В частности, вместо предполагаемых на участке от Ново-Магаданской улицы до здания погранотряда трёх жилых домов с разным количеством секций (подъездов) теперь планировалось построить четыре: «Дома №№ 8, 9, и 10 в плане состоят из двух типовых секций. Дома № 4 и 7, состоящие так же из двух секций в плане, не типовыми имеют только угловые секции (от угловой секции дома № 4 (Ленина, 11) позднее отказались. — А. Г.)... По вертикали — ввиду значительного уклона участка застройки — дома имеют различную высоту. Дома №№ 4 и 7 в угловых секциях имеют 4-х этажную высоту, а в типовых секциях — 3-х этажную. Дома №№ 8 и 10 по одной секции имеют 4-х этажную высоту и по одной секции — 3-х этажную. Дом № 9 полностью 3-х этажный».
Благодаря работникам магаданских архивов, сегодня мы имеем возможность узнать, какой видели эту красоту магаданские архитекторы.
Комментарии 1