К русской DARPA. Часть первая
Основной и вне всяких оговорок сенсационной новостью минувшего воскресенья для российского общества (включая экспертное - Владимир Путин снова всех удивил и обыграл) стало ожидаемое, но потрясшее и медийное сообщество, и политический Телеграм внесение В.Путиным в Совфед кандидатур министров и руководителей ведомств, напрямую подчиняющихся президенту страны. Теперь уже бывший вице-премьер, Андрей Белоусов, входящий в число лично преданных и ориентированных напрямую на президента высших должностных лиц, был предложен сенаторам в качестве замены главы Минобороны Сергею Шойгу. В свою очередь, теперь уже бывший министр обороны, заступивший на свой пост в 2012 году, после скандальной отставки своего предшественника А.Сердюкова, стал секретарем Совбеза.
Карьера С.Шойгу, таким образом, не завершается - секретарь Совбеза имеет прямой выход на президента. Вот только ресурсоёмкость прежних должностей С.Шойгу сменится на ёмкость аналитическую. Совет Безопасности при прежнем руководителе, Н.Патрушеве (о карьерной ступени которого нам ещё только предстоит узнать) был в определенной степени идеологической структурой, готовившей для государства аналитические материалы, ложащиеся в основу самых значительных политических решений.
Станет ли экс-министр обороны свадебным или действующим генералом, покажет время. Прямо сейчас сотрудники Совбеза вынуждены принять волю президента и вспомнить о том, что залог успеха их деятельности – быстрая адаптация к изменениям. Да, С.Шойгу - человек действия. В силу специфики своего предыдущего опыта, без соответствующей Совету Безопасности РФ аналитической подковки. Так что в краткосрочном периоде задача всего состава Совбеза кратковременна – сработаться с новым руководителем.
В отношении фигуры А.Белоусова уже было сказано много слов, повторяющихся из текста в текст. Повторы связаны с тем, что новый глава минобороны десятилетиями не давал медиа много фактуры для обсуждения. Андрей Рэмович человек сознательно закрытый, и – это важно подчеркнуть – сознательно избегающий на протяжении всей карьеры любых блоков и коалиций. Все «группы кооператива Озеро», «элитные орбиты», «ставленники Семьи» не относятся к А.Белоусову ни в коей мере. Он равноудалён не только от кулуарных внутренних отношений Минобороны, но и внерамочен с точки зрения любых других внутриэлитных раскладов. У Белоусова на руках (и началось это не вчера) прямой ярлык на управление от главы государства.
Снятие с должности Т.Иванова было обусловлено зачисткой внутриэлитного поля главного для ведения СВО министерства страны. Логистика исполнения самых ресурсных контрактов МО была сломана, распределительная вертикаль, выстроившаяся за два с лишним года хода спецоперации, обезглавлена. И вчера вечером стало ясно, для чего предпринимались такие шаги.
А.Белоусову будет много комфортней оптимизировать материальную структуру министерства, не отвлекаясь на выкорчёвывание из неё коррупционных цепочек. Реальность такова, что на то, чтобы освоиться в Минобороны, у А.Белоусова нет временного ресурса – вся деятельность министерства будет принята им «с колёс» и выстраивать новые логистически-ресурсные цепочки новому руководителю придется на сверхзвуковой для его ответственности и объема задач скорости.
Продолжение следует...
Смысл назначения Белоусова и в чем будет заключаться новая роль Минобороны. К русской DARPA. Часть вторая
Первая часть тут.
Для понимания тектонического характера происходящих изменений важен уже имеющийся у А.Белоусова опыт. После начала СВО задачей, которую он решал, как экономист и вице-премьер правительства РФ, было переформатирование логистической структуры экономики страны и строительство распределенных транспортных коридоров для переориентации внешней торговли России на принципиально другие, не западные, рынки.
Важнейшим, системно поддерживаемым А.Белоусовым проектом на протяжении всей его карьеры, является технологический суверенитет страны. Экономика государства, опирающаяся на собственные научно-технологические ресурсы. А.Белоусов является последовательным сторонником развития, при котором максимально сокращается разрыв между научными разработками и производством при реализации инновационных проектов России с государственным участием. Перспективные технологии – специализация А.Белоусова.
Напомню, как обосновал пресс-секретарь президента предложение на должность главы МО А.Белоусова: «сейчас на поле боя побеждает тот, кто больше открыт для инноваций, максимально оперативного внедренчества, поэтому президент принял решение о том, чтобы Министерство обороны возглавил гражданский человек».
Таким образом, кадровая перестановка в Минобороны – это не отдельный и точечный шаг президента страны. Это системный, продуманный и просчитанный сигнал о переходе российской экономической модели к высокотехнологическому развитию приоритетных отраслей, включая ОПК, обрабатывающую промышленность и технологии, транспортную связанность, научный сектор и АПК.
Все кадровые решения президента, ещё вчера днём названные «отсутствием изменений», сегодня укладываются в единую картину. Единственный несущий паззл в конструкции, которого не хватило аналитикам для понимания общего полотна изменений, был вчера вечером уложен на своё место: экономист, последовательный государственник и апологет технологического суверенитета А.Белоусов стал во главе министерства, остро нуждающегося в инновациях. Как на поле боя, так и на новом экономическом поле России.
Внутренние сигналы, провязки, византийщину решений, победы одной элитной группы над другой и прочие политологические смыслы нам, разумеется, разъяснят аналитики медиа и Телеграма в течение следующего периода. Этим периодом будет традиционный «медовый месяц» новых назначенцев президента, время рассадки чиновников и разблюдовки новых составов госструктур.
Для предметного понимания того, что сейчас будет происходить с ОПК страны и главным потребителем его услуг – Минобороны – это уже второстепенно. Главные выводы уже очевидны:
Первое. СВО - это надолго. Она стала постоянной, необходимой, трудной и высокотехнологичной частью государственной работы. В перспективе возможного конфликта с блоком НАТО главное военное ведомство страны должно работать как часы.
Второе. Уверен, скоро будет создан российский аналог DARPA и все пожелания и разработки спецов с фронта, ученых, инженеров и просто энтузиастов будут без всяких бюрократических или откатных проволочек, моментально отдаваться туда на экспертизу и быстрое внедрение нужных разработок в технологический и производственный процесс, чтобы как можно быстрее оказаться на фронте.
Третье. Минобороны становится опытным полигоном реформирования всей системы управления государством. Потому что цепочка разработка - финансирование - внедрение - получение экономического или любого другого эффекта - становится архиважной для выживания всей системы. Мы должны стать быстрее, оптимальнее, экономичнее, технологичнее. Мы должны за шесть лет пройти тот путь, который западные страны прошли за сто. Иначе нас сомнут. И если этот полигон в ближайшие два года покажет свою эффективность, то его опыт будет распространен на всю страну. Это поистине масштаб петровских и сталинских преобразований.
Окончание следует...
Смысл назначения Белоусова и в чем будет заключаться новая роль Минобороны. К русской DARPA. Часть третья
Первая и вторая часть - тут и тут.
Если оценивать все мотивы назначения Андрея Белоусова министром обороны РФ вместо Сергея Шойгу, то нужно отсеять неглавное от главного. Да, конечно, на радостных эмоциях в соцсетях обсуждают антикоррупционный мотив решений Путина. И это верно - в стране денег не безгранично, на дворе война вдолгую, санкции, и если этот затянувшийся банкет коммерсантов в погонах не прекратить, то никаких бюджетов на напасёшься.
Всё это действительно есть, и В.Путин сам говорил об этом, соглашаясь, что у нас генералитет мирного времени, он формировался иначе, и другого у нас нет. Придётся ждать, пока научатся те, кто сможет воевать иначе. Кадровая чехарда в начале войны победам мало способствует. Поэтому Путин дал возможности армии научиться воевать.
Но не коррупция была главным (хотя и важным) мотивом в решении Путина сменить Шойгу на Белоусова. Главным мотивом было то, что (от имени Путина, конечно) сказал Песков: низкая инновационность Минобороны. Любые инновации тонули в ведомстве Шойгу как камень в болоте.
Не только коррупционная мотивация, но и банально бюрократическая (как бы чего не вышло) решала дело. Генералы выбирали только крупные проекты инноваций, отказываясь от мелкосерийных и малобюджетных, но важных. Вспомним, как после начала СВО все эксперты на подряде с МО в один голос сначала высмеивали БПЛА, потом говорили, что они у нас есть и проблемы нет, а потом замолчали. То же касалось и других сфер вооружений, той же связи, которой (качественной) до сих пор в войсках очень мало. Всё это касалось именно таких мелкосерийных проектов, нужных как воздух на передке, но неинтересных коммерсантам в погонах.
Этот конфликт интересов не мог длиться вечно. Накапливаясь, количество проблем в Минобороны постепенно переходило в качество воюющей армии. Тут и снарядный голод, и отставание в средствах связи, в оптике, в беспилотниках. Переломить ситуацию удалось не благодаря, а вопреки, путём личных конфликтов и неуставных действий. А какую помощь фронту оказывают простые люди и организации, за свои средства купившие бойцам уже, наверное, десятки тысяч беспилотников, средств связи и т.д. Это что - подготовка к СВО у Минобороны была такая? И перед лицом нового витка эскалации войны с Западом сохранение в неприкосновенности старых методов руководства в военном ведомстве стало невозможным.
После ареста Иванова Шойгу вдруг обвинил Ростех в том, что армии якобы не дают нужных вооружений, по сути, опровергая ранние слова Путина о том, что у армии есть всё необходимое (вот они, фальшивые доклады). Назрел конфликт между руководством Минобороны и Ростеха. Чемезов отверг обвинения, сказав, что армия не умеет использовать то, что ей дают. Лимит времени на адаптацию для форвардов закончился. Смена капитанов команд стала неизбежной.
Белоусов не участвует в тёплом генеральском сообществе по освоению финансовых потоков. Он там ни с кем не связан и никому ничем не обязан. Все нарывы он может вскрывать быстро и безжалостно. Его задача – оптимизация расходов, использование каждого рубля для фронта и победы. Новых госпиталей взамен разрушенных Сердюковым быстро не построят, оставшиеся переполнены, но Белоусов уже призвал распределять раненых в гражданские больницы. Это действия кризис-менеджера в чрезвычайных условиях.
Для этого Белоусов и приведён в Минобороны. Мало закрыть растраты. Надо создать оптимальную по издержкам систему инноваций в ВПК и армии. Это другое управление, другие цифры и другие лица. И прежде всего другая команда, другая мораль и другая мотивация.
В этом главная цель назначения Белоусова главой Минобороны. Система борьбы с инновациями должна быть демонтирована. Только армия нового типа сможет победить НАТО в Третьей мировой войне. Ни больше и не меньше. Слабых врагов у России не бывает.
_____&
💬 Что означает приход нового министра обороны и в целом про текущий момент
По смене правительства виден чёткий тренд — плавная ротация и в основном ситуативное некардинальное обновление. Время сейчас сложное, тотальная замена будет не очень продуктивна, тем более что многие чиновники не так плохи или даже хороши — те же, например, Мишустин или Лавров. Остальные, к которым есть разные вопросы, выглядят как компромиссные фигуры по внутренним договорённостям.
Назначение нового министра Минобороны свидетельствует о многих моментах.
1. Оно явно готовилось сильно загодя, потом просто согласовали конкретную фигуру.
2. Устойчивость министерства и армии, особенно в текущий военный период сильно выше, чем думали многие.
3. У Кремля есть ресурсы для ротации старых семейных элит 90-х.
4. Шойгу во многом засиделся — но вспомните, с каким воодушевлением его встречали после Сердюкова.
5. СВО и война с Западом от неудачного блицкрига перешли к противостоянию на истощение, а значит, главной стала экономика. Поэтому назначили человека из ближнего круга, которому доверяют распределение адского количества бабла на необходимые траты. И Путин считает, что Белоусов сможет всё реализовать максимально эффективно.
6. Я сомневаюсь, что Шойгу лично мог перестроить работу всего министерства настолько, насколько это требовалось России и особенно в мирный период. Путин же в курсе всех проблем, значит, их решение объективно было слишком сложным и долгим. Писал раньше об этом, вот фрагмент мыслей:
Вообще количество ошибок Шойгу и его личную ответственность в них надо ещё рассмотреть. Я уверен в том, что большинство проблем — системные недочёты, которые один человек при всём желании не может закрыть своим участием. В том числе любой другой новый министр. Простой пример со связью в войсках — задача плохо решается вот уже чуть ли не 30 лет. Основные недочёты в Минобороны в косности мышления и в управлении. Сегодня всё меняется очень динамично и надо соответствовать моменту. Что толку от смены текущего министра, если аппарат, на который он опирается, останется таким же инертным, а законодательная база будет так же держать все инициативы в загоне?
Ключевое мировое событие года — американские выборы, которые идут на фоне кризиса капитализма и пика СВО. Пока всё это не закончится, России нет смысла сильно дёргаться. Без смены мировой финансовой модели, к примеру, тяжело будет достигнуть какого-то эффекта от замены условного Силуанова — такие подвижки вызовут только глубинное сопротивление и саботаж. А вот после прихода Трампа или чёткого осознания усиления курса на конфронтацию с Западом, будет логика больших чисток и замен. Пока же медленное выдавливание для России не то, что лучше — а продуктивнее в сложившихся обстоятельствах.
Через 6-8 месяцев случатся все те замены, которые многие ждали к данному периоду. И они пройдут проще и результативнее, чем могли бы быть сейчас, потому что сменится эпоха. Всё равно экономика перешла на мобилизационный путь, контроль за всем вырос, тут никакой пурги гнать не получится уже. Так что, я думаю, все необходимые замены обязательно случатся, но позже и в несколько итераций.
Ну и давайте просто порассуждаем логически. Вот Хазин постоянно говорит о том, что Набиуллина выполняет указания МВФ, которые идут во вред экономике страны, но её не меняют на посту. Почему так может происходить? Да потому что значит, об этом есть международные соглашения, которые документально оформлены и к ним ещё инструкции по исполнению. И если Россия не может это денонсировать, значит, пока против нас существуют обстоятельства непреодолимой силы. Примерно такие, которые не позволяли Кремлю ввести войска вна Украину в 2014 году, как это было сделано только в 2022. (с)
Юрий Баранчик.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев