5 марта 1906 года в Ницце принц Константин Петрович Ольденбургский скоропостижно умирает. Тело его перевозят в Россию и хоронят в Троицко-Сергеевой пустыни под Петербургом. На похоронах присутствует император Николай II и весь свет.
ПО СЛЕДАМ ЛЮБВИ.
Пройти мимо этого дворца на улице Каргаретели (бывшей Новосадовой) невозможно. Почти как мимо красивой женщины, которая затмевает собой посредственную серость бытия. Главную мысль заказчика – принца Ольденбургского, архитектору дворца Паулю Штерну донести удалось. Дворец, строительство, которого завершилось в 1895 году, пережил на своём веку, как и его владельцы, немало потрясений. Когда, в каком году конкретно дом пришел в полное запустение, а затем подвергся разгрому, история умалчивает.
После прихода к власти большевиков оставаться в стране, в которой за близость к монаршей семье можно было поплатиться жизнью, становилось опасно. Часть детей Аграфены успели уехать за границу. Алексея расстреляли большевики. Аграфена уезжать отказалась, так как не могла оставить Нину — самую младшую из детей. Нина лечилась в санатории для душевно больных в Кисловодске и умерла в 1922. Аграфена пережила ее всего на четыре года. Принц Ольденбургский ушёл из жизни гораздо раньше — в 1906 году, во Франции, в Ницце. Дом, построенный некогда, как символ любви, подобно его хозяевам, погрузился в небытие. Словно время на счастливые события в нем вышло. Отныне стены равнодушно взирали на то, как их околачивали деревянными досками, а содержимое комнат безжалостно выкидывали на улицу. В 40-х годах во дворце поместили интернат для глухонемых. После упразднения интерната для глухонемых во дворце открыли центр эстетического воспитания, который просуществовал вплоть до открытия в нем в 1989 году Государственного музея театра, музыки, кино и хореографии. Реставрация дворца Зарнекау, который находился в плачевном состоянии, началась гораздо позже, после прихода в музей нового директора Георгия Каландия в 2009 году, и длилась четыре года.
Директор музея Георгий Каландия рассказывает, что это единственное здание на Южном Кавказе, построенное в стиле исламской готики, – шедевр грузинской светской архитектуры:
"Рассказывают, что когда дворец открылся, был торжественный бал. Все были в масках. Когда люди зашли, мужчины подняли полы брюк, а женщины приподняли платья. Думали, что зашли в воду. Этот эффект создавался, благодаря венецианскому стеклу, которое было на полу вместо паркета. А освещение создавало эффект воды".
Перед отреставрированным Залом лилий можно посмотреть на фотографии до ремонта: обвалившиеся стены, разобранный пол. А восстанавливать комнаты стали лишь благодаря небольшим уцелевшим фрагментам. Зеленоватые стены с орнаментом, светло-зеленые занавеси – именно так выглядит сегодня, как и во времена принца Ольденбургского, Зал лилий. Говорят, что в эту комнату каждое утро приносили свежие лилии.
В этом здании сложно понять, где заканчивается история дворца и начинается музей. Дирекция пытается найти те вещи, которые когда-то были в этом здании, или хотя бы отыскать предметы того периода. Например, в Зале лилий стоит мебель, которая многие годы окружала Якоба Гогебашвили. Здесь же и лампа, под светом которой он написал одну из самых значительных для своего народа книг – "Деда эна" ("Родной язык").Гордостью музея можно считать и костюмы светских лиц. Например, здесь есть копия одеяния царицы Тамары в стиле византийских императриц. Или оригинал шитого золотой нитью платья сестры грузинского полководца Георгия Саакадзе – царицы Теклэ Саакадзе. Тут же писк моды XIX века – пышное черное платье отделанное пухом.
Многие музейные экспонаты – это дорогостоящие подарки потомков выдающихся людей. Такие пожертвования делают не только местные жители, но и иностранцы. Руководитель выставочных программ Лело Чичинадзе говорит, что свои работы, а также фотоколлекцию своей семьи музею пожертвовала и последний потомок Карла Фаберже – Татьяна.
В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Всего тут восемь фондов: изобразительного искусства, рукописей, мемориальный, фонд афиш, фотографий, скульптур. Как сказалив пресс-центре музея, «нет такого спектакля, эскизы которого тут бы не хранились, и нет такой афиши, которую бы сотрудники музея не сберегли». Любой желающий ознакомится с историей постановок в театре, опере и т.д. сможет тут получить исчерпывающую информацию. В фонде рукописей хранятся личные архивы Акакия Хорава, Шалвы Дадиани, Вахтанга Чабукиани, Ушанги Чхеидзе и многих других.
На фотографиях ниже дворец супругов Ольденбургских-Зарнекау после реставрации и залы Государственного музея театра, музыки, кино и хореографии.
Комментарии 38