Посвящается моим детям и внукам:
Виктору и Анне, Иоанну и Анастасии, Михаилу, Марку, Марии, Александру, Георгию, Екатерине.
Рассказ
В духовной литературе много написано о церковной свече. Как хорошо о ней рассказывают святые отцы! Что свеча – это символ молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими. Свеча является свидетельством веры, причастности человека Божественному Свету. Что это - малая жертва Богу по усердию и возможности каждого приходящего в храм. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой, потому что Господь смотрит на сердечное расположение человека. Ему благоприятна жертва в виде восковой свечи, но горение сердца для Господа важнее. И если даже нет денег на свечу, это не значит, что Господь не услышит и не поможет. На этот случай преподобный батюшка Серафим Саровский сказал своей духовной дочери: "Нет денег на свечку, сама стой свечкой".
И всё же, у каждого человека есть своё, особенное отношение к церковной свече. И у меня - тоже. Однажды я спросила у прихожанки нашего храма,
которая ухаживает за подсвечником, что
для нее церковная свеча. Вот что она поведала об этом.
- Для меня свеча — это истинная святыня, которая помогает человеку в общении с Самим Богом. Купишь свечечку в лавке, и уже на пути к подсвечнику идёшь и думаешь, что скажешь Богу. Зажжёшь, а её маленькое пламя, вспыхнув, устремляется вверх, тут же показывая, куда полетит твоя молитва. И даже если ты наклонишь свечу, пламя всё равно не изменит своей траектории, указывая свой путь в небеса. Поставишь свечечку на подсвечник, и начинаешь разговор с Богом. То прославишь Его и милостивое предстательство пред Ним Его Матушки Пресвятой Богородицы или святых угодников, то поблагодаришь Его. То расскажешь ему о болящих и попросишь для них скорого выздоровления, то о помощи попросишь для себя, родных и близких. Отойдёшь от подсвечника, и на душе так легко и тепло становится, потому что веришь, что Господь услышал, и непременно поможет Своими, Одному Ему ведомыми путями! Вместе со свечой надеждав душе возгорается на то лучшее, которое может быть от Бога!
Начинается литургия. Горит твоя свеча. И продолжается разговор с Богом. Священник произносит:
- Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А в душе отзывается: - Пресвятая Троица, слава Тебе! - Аминь, — поёт клир.
И твоя душа соглашается с певчими:
- И я верую, что это истина! Укрепи меня в этой вере, Господи!
Священник или диакон взывают:
- Миром Господу помолимся. Господи, помилуй!
И ты присоединяешься к этой молитвенной просьбе:
- И мужа моего помилуй, и детей наших, и внуков, и сродников, и благодетелей, и всех здесь стоящих и молящихся, Господи, помилуй!
И снова прошение о мире во всем мире и о благосостоянии святых Божиих церквей отзывается в твоей душе:
- Господи, не попусти нам войну по грехам нашим. Сохрани Церковь нашу святую Православную и укрепи её Своею благодатью!
Молитва о святом храме, который в последнее время мы посещаем с мужем, особенно трогает мою душу, потому что в нём когда-то молились мои предки, их здесь крестили, они здесь венчались и их здесь отпевали в последний путь, провожая в вечную жизнь. И в этом молитвенном месте у меня к Богу своя особенная просьба: сохранить этот святой храм, чтобы здесь продолжалась духовная жизнь моего рода.
А потом прошение о Святейшем Патриархе, о правящем архиерее, пресвитерах и дьяконах. И им тоже хочется хотя бы малюсенькой своей молитовкой помочь:
- Господи, помилуй их, помоги им и на пути к Тебе, и в служении Церкви Твоей Православной, и в окормлении паствы своей. Даруй им и сил, и здоровья, и любви, и мудрости.
И снова слышится прошение, очень важное для нас всех, ибо, как молимся, так и живём:
- О Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся.
- Господи, помилуй президента нашего и всё правительство! Просвети их светом разума Своего, чтобы управляли они страной на пользу всем её жителям. Как когда-то царь Соломон просил для себя мудрого сердца у Бога, чтобы управлять многочисленным Его народом.
К молитве о стране, о всяком граде и селении, и о том месте, где живёшь сейчас и молишься, прибавляется и своя молитовка:
- Господи, покрой нас Свою благодатью, где бы мы не жили, где бы мы не находились.
Вот и прошение об изобилии плодов земных, о мирных временах. Душа непроизвольно присоединяется к жизненному прошению:
- Господи, даруй нам всего в меру, и дожди, и солнечное тепло, и урожай , и
мирное время. По великому милосердию Своему, подай Господи!
Когда звучит прошение о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, вспоминаешь о таковых своих ближних. О сестре во Христе, которая так много передвигается на своей машине из одного святого места в другое. О брате своём, ныне тяжело болящем, о ком-то ещё болящем. О брате во Христе, очень добром и отзывчивом человеке, но страдающем временами пьянством. О тех плененных, с которыми когда-то познакомились на службе в тюремном храме. Как хочется, чтобы эта моя капелька-молитовка присоединилась к большой соборной молитве и хотя бы немного помогла им! Свеча моя горит на подсвечнике, огонёк её небольшого пламени слегка трепещет, как и моя молитовка, и всё так же устремляется ввысь. Священнослужитель продолжает взывать к Господу избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, и мне хочется неудержимо присоединиться к нему и попросить о своих родненьких:
- Господи, помилуй и нас с мужем, и детей наших, и внуков, и крестников, родных и близких, и всех здесь пребывающих.
И так стоишь на литургии, свечечка твоя уменьшается, а молитовка возгорается, всё горячее просишь, чтобы помиловал Господь, простил, для Царствия Небесного сохранил и меня, и моих родненьких. А на Херувимской… Когда-то прочитала у старца игумена Саввы, что на Херувимской надо Господу рассказывать о себе. А что я расскажу Ему о себе хорошего… Вот и вздохнёшь о себе на Херувимской, бывает, поплачешь тихонечко, чтобы никто не заметил, и только и попросишь, чтобы Он простил и помиловал.
После пения Символа Веры добавишь своё:
- Господи, верую! Помоги моему маловерию. А Евхаристический канон – важнейшая, самая трогательная, самая страшная часть Божественной, таинственной, чудной, великой, святейшей литургии.
С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять мы в этот момент перед лицом Самого Бога. В этот момент освящения Даров освящается самый престол, и храм, и все молящиеся, освящается площадь вокруг храма, все дома данного прихода и живущие в них, освящается их имущество, труд их, плоды их труда, освящается земля, дающая хлеб и вино для Господней Жертвы, освящается весь воздух… И как же надо благодарить Бога, что Он сподобил нам пребывать на этом великом Таинстве, когда хлеб превращается в Его Тело и вино превращается в Его Кровь! Благодарить, что Он сподобил нам причаститься Его Святых Даров и пригласить Его в душу свою, освятить её Светом Своим, поврачевать её и просто побыть с ней.
А когда звучит величание Пресвятой Богородице, особенно хочется Ей поклониться, поблагодарить Её и за рождение Сына, и за любовь Её к нам, и за помощь. Вот и зазвучала молитва Господня «Отче наш»… А в душе параллельно и своё, личное обращение к Господу:
— Господи, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и в душе моей, и в сердце моём, и в разуме моём, мужа моего, детей и внуков моих. Прости нас Господи и помоги и нам простить всех. И защити нас от лукавого, который очень мешает нам на пути к Тебе.
А после Причастия такая тишина во всём твоём существе, что хочется просто затихнуть, исчезнуть и хотя бы какое-то время побыть в этом бесценном моменте. Правда, не всегда такое бывает… Но бывает. А когда не случается такого, сожаление бывает.
Однажды я прочитала у святого праведного Иоанна Кронштадтского : «Когда я причащусь Святых Даров, Господь во мне пребывает. И я дерзаю просить. И то, что полезно, пошлёт оттого, что Он во мне пребывает». Вот и я тогда дерзаю просить оттого, что я верю, что Господь во мне пребывает.
Подходит к концу литургия. Свечечка моя уже не горит. А в душе всё ещё теплится моя молитовка и отзывается на пение псалма « Благословлю Господа на всякое время...»
Вот и понятно становится, что свеча зажигает молитву в человеке, располагает его на разговор с Богом, с Богородицей, со святыми угодниками. Какое общение при этом произойдёт, зависит от состояния души самого человека, от его понятий о Боге, от его отношения к Нему.
Мне приходится видеть, как подойдёт человек к подсвечнику, поставит свечу, и ни одной эмоции при этом не проявится на его лице, сразу же и отойдёт. Бывает, кое-как перекрестится. Как же жалко становится этого человека! Не знает он, что сказать Богу… Нет у него родства по духу с Ним… Вот и помолишься в таком случае, чтобы Господь принял его малую жертву и помиловал и его, и его родных. Всё-таки хорошо, что несмотря ни на что он зашёл в храм. А, может, ведомый Святым Духом, он и зашёл, чтобы кто-нибудь сотворил о нём молитовку… Один Бог знает.
Или, бывает, подойдёт к подсвечнику человек, хочет поставить свечу, а поставить её некуда, все свечные ячейки заняты. И стоит он около подсвечника, ждёт, когда местечко для его свечи освободится. По его понятиям, иначе нельзя… Если не зажечь свечу и не поставить, то не дойдёт его старание до Бога… Хочется сказать этому человеку, что Господь все желания знает человеческие, и все движения его души. Что человек только подумал о хорошем, а Господь уже целует его намерения. Что человек только купил свечу, а она уже зажглась пред Господом. Всё это хочется сказать, но не могу, служба идёт. Наш батюшка не разрешает разговаривать во время службы. Однажды за это он выгнал меня из храма. Я не обиделась. Наоборот, стыдно стало и перед батюшкой, и перед Богом. Ведь батюшке очень хочется, чтобы мы, хотя бы это короткое времечко здесь, в храме, побыли с Богом, забыв о повседневной суете. Остаётся мне в подобном случае снять с подсвечника свечу и дать человеку возможность поставить его свечу. Пусть лучше будет по-своему утешен.
Однажды перед службой ко мне подошла девочка лет семи, протянула мне свечу и попросила меня поставить за её маму, которая очень больна. Я обняла её за хрупкие плечики и тихонечко сказала ей:
— Знаешь, наверняка, лучше всего, если ты сама поставишь свечечку за маму и попросишь Бога о её выздоровлении. Твоя молитовка самая весомая, самая важная, и она быстрее всех других молитв дойдёт до Господа. А я только могу тебе помочь, помолиться вместе с тобой за твою маму.
Девочка, соглашаясь, закивала головой, но спросила:
- А как помолиться?
- Верь, что Господь — Самый добрый и Самый милосердный! Верь, что Он слышит сейчас каждое твоё слово! Расскажи Ему сейчас всё о твоей маме и о том, что тебя тревожит и что ты хочешь для мамы. Верь, что Он — родной и непременно поможет! Хорошо.
Девочка кивнула головкой, зажгла свечку, поставила на подсвечник. Вслед за мной она перекрестилась. И мы начали молиться. Она развернулась к алтарю, было видно, что всем своим, ещё маленьким и худеньким существом она обращалась к Тому, Кто может спасти её маму. Её губки шевелились, она безостановочно, иногда непроизвольно, прикрывая свои глазки, рассказывала о своей беде, которая посетила ещё маленькое её сердечко. Её плечики вздрогнули, она повернулась ко мне, и я увидела, что в её глазах блестят слёзки.
- Всё. Рассказала про маму. И про себя, что мне очень-очень нужна мама, —тихо, почти шепотом, сказала девочка и уже с меньшей грустью посмотрела на меня.
Я обняла её и сказала:
- Всё будет хорошо! Мы будем верить с тобой Господу, что Он поможет твоей маме выздороветь! Хорошо?
- Хорошо! — уже с уверенностью ответила девочка. Улыбнулась мне и отошла. Для меня это был пример, как надо молиться Богу, как надо умолять Его, что детская молитва - самая простая, самая чистая и проникновенная. Глядя вслед девочке, я не сомневалась, что её мама выздоровеет.
И ещё о свече… Сама свеча, понятно,- святыня. А огарок от свечи? Часть от этой святыни. Но бывает, снимают недогоревшие свечи и бросают их с шумом, небрежно в ящичек для огарков. Не понимают те, кто это делает, что эта небрежность их в какой-то степени - поругание святыни, а через это черствеет наша душа, мы становимся грубее, и это постепенно становится для нас привычкой. Как свечечку с благоговением ставим на подсвечник, так и огарочек от неё надо убирать аккуратно с подсвечника.
Вот как-то так про свечу…
Моя собеседница замолчала, с улыбкой глядя на меня. А я спросила у неё, тоже улыбаясь ей в ответ:
- Откуда к Вам пришло понимание всего этого?
- У меня был очень опытный духовный отец. Он рассказывал нам, своим духовным чадам, о самой литургии, о том, как молиться на литургии, чтобы не пребывать на ней, а быть участником. Но, хочу признаться, что у меня, к
сожалению, не всегда получается так, как я рассказала сегодня об этом. Всё от состояния души. На самом деле, мы же такие немощные от грехов своих. И то, что хорошее происходит в нас, это Господь через нас, мы лишь орудие Его. И очень важно в общении с Богом, чтобы в твоей душе был мир. Только не всегда удаётся сохранить его. А без мира как приблизиться к Богу?
Ещё наш батюшка учил любую просительную молитву заканчивать словами:
« Господи, да будет воля Твоя.» И как бы ни сложилось потом после молитвы, надо твёрдо верить, что это и есть воля Божия. Не всегда хочется принимать Его волю, но тогда зачем Ему молиться и просить помощи у Него? — она задала этот вопрос и себе, и мне, и всем людям…
После нашего разговора мне подумалось, как важно всё в нашей духовной жизни, в нашем общении с Богом! Казалось бы, просто свеча, маленькая свечечка, а как широко пред Богом через неё можно раскрыть свою душу, приблизиться к Нему и почувствовать, что Он рядом. Только для этого нам надо просто понять, что мы Его дети.
Автор - Татьяна Шашкина.
23 марта 2021 год.
Комментарии 67
Так же они горят.
Так же, сгорая, плачут
И, сгорев, не восстанут опять...
Но огонь устремляется ввысь:
Высоко высоко - к Небесному!
Тянет руки и просит пить.
Утолить чтобы жажду мятежную.
Человек рождён на страдания
И, как искра, стремится вверх -
Только там есть ему утешение,
Только в Небе есть счастье для всех.