К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ.
23.11.1953 - 23.11.2023 г.г.
«Асіповіцкая ГЭС, Асіповіцкая ГЭС,
Ты гадоў пяцідзесятых найгалоўнейшы прагрэс.
Паўстагоддзе ні хвіліны не спыняюцца турбіны,
На якія Свіслач воды свае лье,
І энэргію нам ГЭС наша дае».
Анатоль Тамашэўскі. 2003г.
Водохранилище Осиповичской ГЭС – одна из достопримечательностей нашего родного края. Помимо большой энергетической важности для экономики, оно одновременно является его красивейшим уголком. Во все времена года водная гладь этого рукотворного озера привлекает туристов и любителей рыбной ловли, а в летнее время считается излюбленным местом отдыха осиповчан. Встающее на рассвете солнце, как и его отражение в воде на закате, вызывают восхищение и притягивают художников и любителей фотографии.
Но так было не всегда. Своими воспоминаниями о строительстве Осиповичской гидроэлектростанции со мной поделился житель нашего города Иван Петрович Давидович.
Мой отец Давидович Пётр Касьянович, 1913 года рождения, родом из Химного. Строительное образование получил в Могилёве, там же и женился. Воевал на Финской войне, затем Великой Отечественной. Награждён двумя орденами «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги». После окончания войны продолжал службу на Дальнем Востоке, откуда в 1946 году вернулся домой, где уже разворачивалось грандиозное строительство Осиповичского водохранилища и здания гидроэлектростанции. Перевёз из Октябрьского района семью в Вязье и в должности мастера с головой окунулся в работу.
На месте нынешнего городского пляжа, густо заросшего кустарником, стояли две мазаные глиной избушки. В одной из них жила наша семья. На другом берегу реки, ниже большой горы, на которой сейчас стоит дом культуры, начали делать плотину. Работы по строительству плотины и сооружению водохранилища проходили одновременно. Но сначала нужно было изменить русло реки. Его пустили справа от строящейся плотины. Забивали сваи дизель-бабой. Само место строительства ГЭС отгородили бревенчатой плотиной, засыпанной песком с камнями. Теперь уже ничего не мешало строительству самого здания ГЭС и проходящего слева от него плотохода. Это гидротехническое сооружение нужно было для того, чтобы пропускать через ГЭС бревенчатые плоты, которые притягивал катер со стороны Лапич.
Строительство водохранилища происходило следующим образом. Нанимали людей из Осипович и окрестных деревень. В основном это были молодые хлопцы. Они вырубали кусты, густо произраставшие на правом низменном берегу реки. Складывали в большие кучи-ловши и сжигали. Котлован будущего водохранилища представлял собой заболоченную низину, которую предстояло затопить водой. Лес начинался выше по течению, где находился детский санаторий для больных туберкулёзом. Никаких бульдозерно-экскаваторных работ при этом не предполагалось.
В первоначальных планах строительства ГЭС планировалось привлечение заключённых. Для этой цели уже были вырыты землянки, обнесённые высоким забором и огороженные колючей проволокой. По каким-то причинам этим планам не суждено было сбыться. В районе городского пляжа были построены деревянные домики для начальства, их так и называли «домики», а возле старого деревянного моста, вдоль реки, бараки для строителей. С левой стороны от моста брусчатые, справа дощатые, засыпанные шлаком с опилками. Построили общежитие с магазином, столовую, клуб. Электростанция представляла собой большой корабельный дизельный двигатель. На случай его поломки в запасе имелся вспомогательный локомобиль, работающий на дровах. Так образовался посёлок со звучным названием «ГЭС». В один из бараков переселились и мы.
С посёлком ГЭС связана история создания фильма «Человек не сдаётся». В 1960 году режиссёр Иосиф Шульман снимал свой фильм по повести Ивана Стаднюка о первых днях Великой Отечественной войны в наших местах. Знаменитые артисты Георгий Жженов, Роман Филиппов, Виктор Чекмарёв жили у нас в посёлке, актриса Лариса Лужина жила в Осиповичах. Как писали в то время критики, в итоге получился добротный фильм, который нужно не просто смотреть, но и рассуждать над увиденным.
После работы отца часто вызывали из дома. Нужно было организовать выгрузку гравия, цемента или иных строительных материалов. Эти материалы привозили в город по железной дороге на платформах и круглосуточно возили на стройку. В то время мне уже было 7 лет, и я своими глазами видел весь фронт строительства. Часто из кабины самосвала, который возил песок на строительство дамбы из близлежащего карьера. Водители охотно брали любопытного мальца к себе, и я с интересом наблюдал, как изменяется привычный окружающий ландшафт. Как растёт земляная дамба с правого берега реки, как поднимаются вверх по скелету торчащей арматуры бетонные стены будущей ГЭС.
Но не всё шло по плану и складывалось так, как хотелось. Зима 1949 года выдалась необычайно снежной, и весенний паводок подтопил место строительства. Насосы работали круглосуточно, откатывая прибывающую воду. Из воды частоколом торчала толстая арматура. Стройку пришлось остановить, а когда стихия успокоилась и вода спала, ещё долго сушить и очищать пострадавшие механизмы и само место строительства.
А ещё однажды в котловане завяз экскаватор. Гусеницы полностью скрылись из виду, и из воды торчала только поворотная платформа. Пришлось обратиться за помощью к нашим военным, и мощный тяжёлый танк ИС-3 с рёвом выдернул из грязевого плена своего гражданского гусеничного собрата.
Надо сказать, что климатические условия в то время были иные, чем сейчас. Зимы были как зимы, снежные, морозные, а по весне тающий снег разливался большим половодьем по лугам. В году пятидесятом поверхность воды можно было достать рукой со старого деревянного моста. Более того, её напор был такой силы, что обрушил три пролёта. И здесь опять не обошлось без помощи военных. Пока военные сапёры восстанавливали повреждённый мост, движение людей и транспорта было организовано через саму ГЭС.
Забегая вперёд, скажу, что замена старого деревянного моста на новый была продиктована временем. В реальности это выглядело так: когда мощные МАЗы с прицепами перевозили длинные брёвна-хлысты, мост дрожал и раскачивался, вызывая определённые опасения у прохожих.
Про турбины следует сказать особо. Первоначально планировалась установка турбин отечественного производства. Для их хранения на территории станции был построен специальный ангар. Но прибыли австрийские, из Германии. Доподлинно неизвестно, из какого города они были вывезены, зато известны условия, при которых это произошло. Дело в том, что с весны 1945-го и до конца 1953-го года немцы платили репарации. Лидеры антигитлеровской коалиции договорились, что сумма репараций, которые Германию заставят выплатить, составит 20 млрд долларов, из которых 10 млрд приходилось на долю СССР. Причём часть советской доли причиталась Польше. Нетрудно представить, что эта сумма весьма далёкая от уровня нанесённого немцами ущерба. Поэтому трофейные команды и Советская военная администрация в Германии сосредоточились на самом важном для восстановления экономики СССР: из восточной части бывшего Рейха начали вывозить заводы, электростанции, технику и другое оборудование народнохозяйственного назначения. Особенно много оборудования из Германии было доставлено в разрушенную немцами Белоруссию. Так на Осиповичской ГЭС появились турбины-генераторы австрийской фирмы «Сименс-Шуккерт».
Наблюдать момент взрыва плотины и пуска воды через уже построенную ГЭС народ собрался на возвышенности, где сейчас находится Вязьевский Дом культуры. Взрыв был впечатляющий и такой силы, что комья земли долетали до нас и падали вокруг. Устремившаяся в прорыв вода упёрлась в возведённую плотину и начала заполнять водохранилище.
В первый год своего существования образовавшийся водоём не радовал рабочих и жителей нового посёлка. Заполнившая новые площади вода вызвала определённые биохимические процессы, и её неестественно жёлтый цвет и неприятный запах заставлял нас, спешащих в школу подростков, закрывать нос и рот платками и шарфами. Вдобавок сизый туман, сейчас бы его назвали смог, затруднял дыхание. К счастью, эти неприятности продлились недолго: вода самоочистилась и всё пришло в норму.
В заполненное водохранилище позже запустили карпа. Эта рыба отлично прижилась и размножилась на новом месте. Теперь все, кто жили на берегах водохранилища, ждали момента, когда ГЭС начнёт спускать воду. Это случалось тогда, когда уровень воды превышал установленную норму во время паводков или обильных дождей, или на самой станции проводились какие-либо профилактические работы. Надо сказать, что тогда, в начале пятидесятых, по субботам-воскресеньям станция не работала, турбины не вращались и вода свободно спускалась вниз по течению. Так вот, после спуска воды в мелководных ямках-лужах оставалось много рыбы, которую без особых усилий можно было добывать вёдрами, а наиболее удачливым и расторопным - целыми мешками.
Теперь пришло самое время рассказать о работе плотохода. Как отмечалось выше, плоты с брёвнами катер подтягивал со стороны Лапич и приставал к левому берегу. С этой же стороны плотины открывался специальный шлюз, и вода по широкому бетонному жёлобу устремлялась в русло реки ниже по течению. Чтобы уменьшить скорость течения воды, на дно жёлоба крепились большие берёзовые веники. Сначала пытались брёвна пускать связками из 10-15 штук, так называемыми клейнями. Но с этим что-то не заладилось. Неуправляемые клейни не хотели двигаться так, как им было положено: перекашивались, рассыпались, стопорились и сталкивались. Веники тоже быстро выходили из строя и своей функции не выполняли. В общем, брёвна приходилось спускать по одному. В районе слияния, то есть впадения реки Синяя в Свислочь, был оборудован бон для сбора отдельных брёвен в новые связки-клейни. Боновое заграждение представляло собой перегораживающий реку трос с привязанным к нему мостком из тех же брёвен. Рядом дежурил другой катер, который и доставлял ценный строительный материал далее к месту назначения, в Бобруйск на фанерно-деревообрабатывающий комбинат. Прекратил плотоход свою работу тогда, когда река начала мелеть, а появившаяся новая большегрузная техника позволяла перевозить большие объёмы леса по грунтовым и железным дорогам, сделав сплав брёвен по реке экономически не выгодным.
После окончания строительства ГЭС в 1953 году отец ещё некоторое время оставался там. Нужно было ещё что-то доделать, дооборудовать, достроить. А потом позвал город: строились кинотеатр «Родина», комбинат «Маяк», здания нового райкома партии и горисполкома, средняя школа №3. В общем, работы хватало. И к заслуженным ранее боевым наградам отца прибавился новый трудовой орден «Знак Почёта».
Юрий Обмоин.
На фото: «Офис» строительной конторы ГЭС. 1946 год. На переднем плане стоят: Лаврентий Комар, Николай Шураев, Пётр Давидович.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев