— Обидно, когда с кем-то сравнивают?
— Да ничего мне уже не обидно! Таня!... Меня уже волнуют проблемы жизни и смерти. Я давно ни на кого не обижаюсь.
Многие думают: ну, толстая и толстая — какая разница: Гундарева, Крючкова, Усатова... А у режиссеров некоторых еще лучше мнение: толстая — значит, глупая. Да нет, дорогие! Толстая — как правило, умная. Каждая из нас занимает свое место. У каждой — своя публика. И если одну артистку берут на роль, а другую — нет, это не значит, что одна лучше другой. Просто так решил режиссер. Вот Карен Шахназаров снимал «Яды, или Всемирная история отравлений». Звонит его ассистентка: «Светлана Николаевна, мы вас приглашаем на кинопробы». — «Простите, не поняла». — «Карен Георгиевич хочет попробовать». На следующий день по моей просьбе звонит Шахназаров. Спрашиваю: «Карен, я не поняла, что ты собираешься пробовать? У меня 80 фильмов. Давай мы с тобой договоримся: тебе подходит такой психофизический тип, как я, или нет?..» У нас много артисток моего возраста, чуть старше. Хороших, но других. Есть Лида Шукшина, Галя Польских... Но устраивать артистке в моем возрасте пробы — это дикость.
Где живет мой дар перевоплощения?
Внутри. Как у Марины Ивановны Цветаевой сказано: "Все в чреве..." Интуиция, Саша, чрево. Я очень внимательно слушаю, что мне говорит режиссер. Очень внимательно…
Когда я в свои 35 или 40 лет что-то делала, и у меня не очень получалось, я всегда вспоминала Никиту. Он говорил: "Что получилось, то и хотели". Он искусство всегда сравнивал с любовью.
Режиссер и артист, это два голых человека в закрытой комнате. Если они не будут друг с другом абсолютно свободны, абсолютно искренны и раскрыты, "ребенок не родится". Роли не получится. И нельзя во время близости говорить: подвинь ногу, пожалуйста. Ой, ты мне наступил на руку. Это же сразу все убивает. Должна быть тишина, и все должно происходить на тончайшем уровне понимания.
Только тактильное, только то, что чувствует твое нутро, твоя душа. Только глаза. Молчи, не говори ничего…
И тогда это будет нежно, и тогда это будет глубоко. Это будет нечто такое, чему названия нет, и земля уходит из-под ног. Вот так должны работать режиссер и артист.
Только такой уровень понимания. Другое мне неинтересно.
Снова вспоминаю Цветаеву: "Если голос тебе, поэт, дан, остальное - взято".
Бог никогда не дает все одному человеку. Дал талант - забрал здоровье. Дал здоровье - значит, с детьми будет что-то плохо. Будут какие-нибудь неудачные, в смысле человеческих качеств. Дал хороших детей, здоровье - нет таланта. Дал тебе замечательного мужа любящего, значит, что-то будет в другом месте не так.
Талант - это банковский кредит. Тебе дали, но если ты не будешь отрабатывать проценты каждый день, этот талант у тебя заберут. Надо работать. Это такая плата, ты должен работать. Работать честно…
Знаешь, к чему я пришла? Теперь ты никогда не узнаешь, что у меня внутри в душе. Если ты пришел ко мне, я тебе улыбаюсь.
............
https://www.youtube.com/watch?v=lTjEyEgykOo
Комментарии 11
Спасибо за чудесную заметку!
Но почти все фильмы с её участием смотрел, придирчевее чем у других. Считаю, на мой взгляд, лучшая её роль в " Плинтусе... - это её - Главная Роль, все остальные в этом фильме -
второстепенные, как отсвет её игры. Самый лиричный - Большая перемена " черно - белый, в нём яснее акценты. Задерживаешься ещё на женщине - еврейке, потому что веришь, что так оно и есть. люблю, когда она читает Цветаеву, может и самой Марине - её понимание стихов понравилось. желаю ей - здоровья, творческого долголетия и оптимизма.