На косу Двух Пилотов (250км.) колонна пришла 23 апреля. Загрузив оборудование, снаряжение, продовольствие и топливо, колонна двинулась на юг по долине реки Вешкап к Иультин-скому месторождению, куда прибыла 18 мая. Выполнение этой операции во многом заслуга Григория Григорьевича Володенкова, его энергии, настойчивости и несгибаемости. Это заслуга его спутников – механиков-водителей тракторов и рабочих. По прибытии на Иультин построили маленький щитовой домик с нарами, камбуз из фанеры с брезентовой занавеской вместо двери. По окончании полевого сезона Никольский с Володенковым и топографом Ганешиным из-за непогоды вынуждены были пешком выходить в бухту Оловянную. Коллеги переправили их на правый берег реки Якитики и далее берегом реки Амгуэмы они прошли до метеостанции Пере-вальная. От метеостанции переправились на правый берег Амгуэмы и дальше двинулись пешком на базу экспедиции в бухту Оловянную.
(Володенков Г.Г. умер в январе 1986г.)
В итоге разведочных и поисковых работ Никольского и Володенкова было установлено, что Иультинское оловянно-вольфрамовое месторождение является крупнейшим в стране, а район по запасам дефицитных руд может оказаться районом союзного значения.
В 1939 году Амгуэмская экспедиция была передана в систему Дальстроя Чаун-Чукотского Районного Геолого Разведочного Управления. С передачей работ этой организации объём геологоразведочных работ значительно возрос. В качестве рабочей силы использовались заключённые, доставляемые пешком из посёлка Певек. Для материально-технического снабжения развед района на косе Двух Пилотов была организована перевалбаза – портопункт Дальстроя с рейдовой разгрузкой пароходов на расстоянии 85 км. от Иультинского месторождения.
До 1946 года грузы доставлялись морскими судами на косу Двух Пилотов, откуда далее, к ме-сту назначении транспортировались гусеничными тракторами с колёсными или санными при-цепами.
Коса Двух Пилотов не имеет глубокой защищённой бухты: прибрежная часть моря мелководная, поэтому пароходы разгружались на открытом рейде в 1,5-2 км. от берега.
За короткую арктическую навигацию, в этой части Чукотского моря постоянно свирепствуют штормы, ещё чаще прибрежная полоса бывает загромождена дрейфующими льдинами. Всё это, нередко, совершенно исключало возможность разгрузки пароходов. Продрейфовав во льдах 2-3 недели, они, не разгружаясь, уходили в ближайший порт, оставляя район без необходимых гру-зов. Кроме того, коса Двух Пилотов является узким, вытянутым вдоль берега моря, островком, который отдалён от материка широкой (400-1200м.) лагуной. В летнее время лагуна сильно затрудняла транспортировку грузов на берег.
16 июля 1940 года группа завербованных Дальстроем трактористов и рабочих высадились на косу Двух Пилотов с парохода «Анадырь». На косе располагалось три полуземлянки, две палатки, и четыре яранги, в которых обитали двадцать человек – работников перевалбазы Дальстроя. На следующем пароходе были доставлены два катера, шесть тракторов, строительные материа-лы, запчасти к тракторам. После этого началось строительство перевалбазы. За время Великой Отечественной войны здесь были построены:
1. Жилой барак из 22 комнат.
2. Баня.
3. Ремонтные мастерские.
4. Гараж для тракторов.
В Иультине в это время стояло несколько полуземлянок, где жили около ста горняков-заключённых. Условия их труда были каторжными. Большинство горных работ выполнялось вручную. Грузы сюда доставлялись нерегулярно.
Во время войны добытый на Иультинском месторождении оловянно-вольфрамовый концентрат не вывозился.
Летом 1946 г. он был доставлен на косу Двух Пилотов, погружен на пятисот тонную баржу и отправлен в Певек. Однако груз по назначению доставить не удалось. У Мыса Шмидта путь преградили сплошные льды. Пришлось вернуться обратно на базу. Пароход с большим трудом до-тянул баржу до ближайшей бухты и оставил в десяти км от базы. Через несколько дней, разыгрался снежный ураган. Баржа обледенела, стала погружаться в воду. Радист бесперебойно пода-вал сигнал бедствия. В первый же погожий день прилетели самолёты и сбросили продукты, а потом с большим трудом к барже пробились два трактора. Провёл их начальник зимника Иван Дмитриевич Скорых. С их помощью выгрузили концентрат и отправили его вновь на базу. Баржу оставили во льдах до лета.
(«Горняк Заполярья» с. 3, А.Чеботарёв. Берёзка Петровича. Рассказ Давыдова Алексея Петровича о строительстве перевалбазы Дальстроя).
Конец части I.
Нет комментариев