Двадцать восьмое число.
Все мы имеем у себя ангелов-хранителей, сильных крепостью и всегда готовых охранять нас. Но отчего же ангелы-хранители не всегда бывают с нами?
По учению слова Божия, ангелы суть существа бесплотные, духовные; следовательно, самое естественное и постоянное их общение с нами должно быть не иное – как общение духовное, т. е. непосредственно они могут действовать только на духовную природу нашу, и уже через нее простирать свои благотворные действия и на телесный состав наш и вообще на все роды нашей деятельности. Явления и действия ангелов в мире видимом, под образом человеческом, суть явления и действия исключительные, необыкновенные. Поэтому чем более человек живет в мире духовном, чем более господствуют и действуют в нем высшие, благороднейшие силы бессмертного существа его, чем более во всех начинаниях и действиях своих он cледует не вожделениям плоти, но внушению просвещеных евангельским учением разума и совести, тем способнее бывает к ближайшему общению с небесными силами и тем удобнее может пользоваться их наставлением, покровительством и помощью.
Но, входя в самих себя и беспристрастно исследуя свое поведение, не должны ли мы, к прискорбию своему, сознаться, что мы большей частью живем по плоти, а не по Духу и, что мы весьма мало заботимся о раскрытии и усовершенствовании благороднейших способностей и сил нашего духа и сердца. Гоняясь за чувственными удовольствиями, ища суеты миpской, мы редко возвращаемся внутрь себя, к своему внутреннему человеку, редко беседуем с самими собою, редко углубляемся в размышления о предметах духовных, редко вообще своими мыслями и желаниями возвышаемся до рассуждений о мире духовном, большую часть жизни своей проводя среди забот суетной жизни нашей.
Но если наша чувственность преобладает пред нашим духом и совестью, то нам трудно надеяться на близкое общение с нашими ангелами-хранителями. Своей чувственностью, своими грехами, своей привязанностью к плоти и миру мы утвердили так сказать средостение между нами и царством чистых духов, так что благотворные их на нас действия остаются для нас нечувствительными.
Люди благочестивые, которые, стяжавши власть над вожделением плоти, в уединении от шумного мира упражняли бессмертные силы свои в размышлениях и созерцаниях духовных, живо ощущали близость к себе ангелов-хранителей, слышали внутри себя спасительные глаголы их, беседовали с ними в сновидении, пользовались их наставлениями и покровительством и при всех препятствиях неуклонно шествовали к своему высокому назначению. Следовательно, вот причина, почему многие из нас не получают помощи от своих ангелов-хранителей. Причина этого в преобладании чувственности, в глубоком усыплении наших духовных сил, посредством которых человек имеет общение и связь с миром духовным.
Но отсюда не следует, что для того, чтобы быть в постоянном общении со своим ангелом-хранителем, для того, чтобы воспользоваться его спасительными советами, нужно порвать все связи с миром и уйти в пустыню. Нет, это не для всякого необходимо, потому что не всякий чувствует себя способным для этих великих подвигов.
Вот пример, показывающий, что и живя в миру, можно одинаково угодить Богу, как если бы жить в пустыне.
Преподобный Пафнутий, строгий подвижник благочестия, молил однажды Бога открыть ему, кому из святых он подобен. И был к нему глас Божий: «Ты подобен старшине ближайшего селения». Пафнутий немедленно отправился к нему.
Когда он постучался в дверь к старшине, тот по обычаю вышел и принял гостя. Омыв его ноги и предложив трапезу, он просил его вкусить пищи. Но Пафнутий стал расспрашивать его о его делах и между прочим обратился к нему со следующей просьбой: «Расскажи мне свой образ жизни, ибо ты превзошел многих монахов, как открыл Господь».
Тот отвечал ему, что он человек грешный и недостоин даже имени монаха. Однако, Пафнутий настаивал на своем, и старшина, наконец, сказал ему следующее: «Я не имел нужды рассказывать о своих делах; но так как ты говоришь, что пришел по повелению Божию, то расскажу о себе следующее: вот уже тридцатый год, как я разлучился со своей женой, прожив с ней только три года и прижив от нее трех сыновей, которые служат мне по моим делам; я до сих пор не оставлял страннолюбия. Никто из поселян не похвалится, чтобы он принял странника прежде меня. Бедный или странник не выходил из моего дома с пустыми руками, не получив прежде нужного для своего пути. Не пропускал я бедного, удрученного несчастиями без того, чтобы не подать ему достаточного утешения. Не был я лицеприятен к своему сыну на суде. Чужие плоды не вносились в дом мой. Не было вражды, которой бы я не примирял. Никто не обвинял моих сыновей в неприличных поступках. Стада мои не дотрагивались до чужих плодов. Не засевал я первый своих полей, но, предоставляя их всем, сам пользовался только тем, что оставалось. Не допускал я, чтобы богатый притеснял бедного. Во всю жизнь мою никого не огорчал, никого никогда не осуждал. Вот, что, как помню, сделал я по воле Божией». 27
Из этого рассказа ясно, что можно жить в мире, и в то же время не погружаться окончательно в суету мирскую. Напротив, добросовестное исполнение обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом, в котором мы живем, только приблизит нас к Богу, и к нам ангела-хранителя.
Не будем же глубоко и неисправимо погружаться в чувственность. Разорвем узы чувственности, привязывающие нас к земле, восстановим ниспроверженное страстями владычество духа нашего над плотью; дадим правильное направление всем нашим способностям; будем чаще входить в самих себя, углубляться в paзмышление о предметах невидимых, духовных, вечных; тогда мы живо ощутим близость к себе ангелов-хранителей: вступим с ними тогда в спасительное общение, и небесный свет их прольется по всем мрачным стезям нашей жизни.
Если ангелы суть существа чистейшие, святые, всеми силами устремленные к одному доброму и совершенному, то поэтому, чтобы вступить с ними в ближайшее общение, мы должны стараться не только препобеждать в себе чувственные вожделения и страсти, но и очищать себя от всех нечистых мыслей и желаний и преимущественно от возненавиденной пред Богом и человеки гордыни(Сир. 10:7) и непрестанно стремиться к нравственному совершенству и святости.
Это необходимо, – и эта необходимость очевидна для каждого, кто только вникнет в размышления об этом. Размыслим, что сближает людей между собою? Одна ли только одинаковость их природы? – Нет. Взаимные связи их утверждаются на сходстве их нравов, характера и правил, которыми они руководствуются в своей деятельности. То же самое должно быть положено в основание и дружеского общения нашего с ангелами. И мы тогда только можем иметь в них своих друзей и покровителей, когда будем подражать им в их святых расположениях и действиях. Pacположения и действия, несообразные с чистотой и святостью нрава их, расположения греховные удаляют их от нас.
Ангелы – друзья святых и благочестивых людей. Как же может иметь их своими друзьями тот, кто во всех желаниях и действиях своих имеет не Бога, а самого себя.
Если мы, при всей нечистоте и греховности своей избегаем общения с людьми порочными или гордыми, своенравными, надменными; тем более невозможно такое общение для ангелов, как существ чистейших и святых. Поэтому-то и псалмопевец говорит, что ангелы Господни ополчаются окреста боящихся Его, т.е. окрест тех, которые, имея всегда в сердце своем страх Божий, убегают всего преступного и богопротивного, и всем существом своим обращены к небесному, вечному, святому.
Какое блаженство иметь в жизни спутниками и хранителями ангелов Божиих. Даже подобострастные над нами люди, сделавшись нашими друзьями, подавая нам разумные советы во всех случайностях жизни, так дороги нам, так милы нашему сердцу. Как же должен быть дорог каждому из нас его ангел-хранитель, наставляющий его на истину, руководящий ко спасению, споспешествующий человеку в самом главном, столь важном для него деле – в деле его спасения.
Не замедлим же воспользоваться этим дружественным общением с ангелом-хранителем. Будем слушаться его советов: обратим сердце наше и ум наш от видимого к невидимому, от чувственного к духовному, будем жить истинно-христианской жизнью, и тогда ангелы небесные подадут нам, как братьям своим руку помощи во всех трудных обстоятельствах нашей жизни, тогда они будут нашими постоянными спутниками и руководителями к царству небесному.
Как рад бывает заблудившийся человек, когда он встречает путника, знающего местность и указывающего ему дорогу. Заблудившийся человек, это – каждый из нас, заблудившийся в сем мире суеты и тления. И вот этот заблудившийся человек встречает доброго руководителя, который выводит его на настоящую дорогу и ведет его к верной цели – отечеству небесному. Как дорого, как приятно нашему сердцу должно быть это небесное руководство.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1