Специалисты этот период разделяют на три этапа: колониальный, советский и этап независимости. В колониальный период миграция шла из России в ЦА, в постсоветский — в обратную сторону. В целом, с начала ХХ века в Казахстан было переселено более 5 млн. чел. Все как спираль. Ученые, учителя, инженеры, врачи, партработники по зову сердца и по путевке приезжали в самые отдаленные регионы ЦА. В годы ВОВ Таджикистан принял 80 тыс. эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Свердловска и др. городов. Среди них сотни тысяч детей. ЦА стал вторым домом для представителей советской интеллигенции. Сюда был эвакуирован цвет науки и культуры. Жители городов и кишлаков республики гостеприимно встречали прибывших граждан. Они теснились, чтобы дать им жилье, отрывали от себя кусок хлеба, чтобы накормить прибывших, собирали для них обувь, одежду. Таджикистанцы сделали все возможное и даже невозможное, чтобы принять, обустроить детей, создать им благоприятные условия. Особенно крайне истощённые дети поступали из Ленинграда. По воспоминаниям А.П. Хлебушкиной, принявшей активное участие в приёме эвакуированных детей, «…это были крохотные старички и старушки, которых надо было кормить с ложечки и вливать в них собственную кровь, чтобы довести их до дома»( ист: Правда Востока – 1995 – 5 апреля.) Вот что говорил Леонид Броневой: «Нас, оборванцев, голодных, вшивых, сирых и убогих, в военные годы в республиках Средней Азии приютили. Узбеки, казахи, таджики пускали эвакуированных под крыши своих домов, последней лепешкой с ними делились, а теперь в Москве их детей и внуков за людей не считают….. А почему бы русским — я спрашиваю — с «гастарбайтерами» за помощь эвакуированным не рассчитаться, компенсацию не выплатить — из нефтяных денег?»Их богатейший нравственный потенциал способен и должен стать эффективным средством гуманитарного воспитания подрастающих поколений, вдохновляющим источником укрепления на новой, цивилизованной основе добрососедских отношений между народами распавшегося советского унитарного государства. Эти страницы истории надо помнить и сохранить в качестве важнейшего этапа нашей истории для будущего поколения. В свое время Черчилль не случайно отмечал, что власть школьного учителя не снилась никакому премьер-министру. К большому сожалению, молодежь России не осведомлена о своей истории, если бы знали, то никогда бы не позволила бы себе жестокого отношения к гражданам из стран Центральной Азии.
Миграция приобретает судьбоносное
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев