Владимир Маковский "Объяснение", 1891
Третьяковская галерея
Картина называется «Объяснение», однако на объяснение в любви сцена совсем не похожа. Наоборот, мужчина сказал даме нечто такое, что ей явно неприятно слышать.
Девушка буквально застыла от слов молодого человека. Она словно потеряла дал речи и не знает, что сказать. Видно, что она испытывает шок, постепенно переходящий в гнев. Скорее всего, минут через пять, когда пройдёт первое потрясение, она просто выставит вон незадачливого кавалера.
Художнику очень хорошо удалось передать напряжение, которое висит в комнате, а также чувства обоих.
Владимир Маковский любил писать жанровые картины из бытовой жизни людей разных сословий. При этом он показывал себя не только искусным живописцем, но и тонким психологом. Он умел запечатлеть на холсте чувства, душевное состояние своих героев и их переживания.
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей.
От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина.
В 1872 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
Из клетки, подвешенной к потолку, с восходом солнца раздались трели соловья, и трое немолодых людей внимательно стали слушать живую мелодию. На лицах мужчин запечатлены счастье, восторг, которые они испытывают, наслаждаясь прекрасной утренней трелью. Хозяин дома, сидящий у стены, добродушно улыбается, а стоящий рядом с ним лавочник замер в немом восторге.
Это одно из произведений которое относится к циклу картин, посвященных жизни крестьянских детей. Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, свою задачу художник видел в том, чтобы в обыденной ситуации открыть красоту повседневной жизни и народного быта.
Стоит теплый летний день. Посреди зеленого луга девочка лет двенадцати, пасущая гусей. Фигура девочки, приближенная к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачного, голубого неба. Её черные волосы, убранные назад, украшает венок из полевых цветов. Девочка облачена в красный сарафан с алыми, пышными рукавами, приподнятыми до локтей. Своей правой рукой она аккуратно придерживает синий передник, в котором собраны полевые цветы и ароматные травы.
Шея её украшена двойным рядом белых и янтарных бус, а в ушах сережки. Рука слегка сжимает веточку клёна, запрокинутую на левое плечо, которую девчушка приберегла для своих подопечных.
Внимательно всматриваясь в лицо столь милого создания, мы видим округлые черты, румянец на щеках, слегка вздернутый озорной носик и пухлые губки. Улавливается та самая детская непосредственность, игривость и чистое сердце, присущие этому возрасту. Её ласковые глаза внимательны и сосредоточены, взгляд обращен вправо.
Будто внимание девочки привлек незнакомец, от которого так упорно защищается гусь подле её босых ног. Птица изо всех сил вытянула свою коричневую шею, раскрыла клюв, а белое пернатое тело прижалось к земле. На заднем плане мы видим двух белых гусей, невольных свидетелей, наблюдающих за происходящим. Пасущиеся гуси на лугу придают картине движение, выразительность и настроение сельской местности.
Комментарии 71
Владимир Маковский
Третьяковская галерея
Портрет своего отца
Егора Маковского
Владимира Маковского
Художник Василий Андреевич Тропинин
Пасущиеся гуси на лугу придают картине движение, выразительность и настроение сельской местности.