Этот рассказ написан давно, в 2000 году. В его основе действительный эпизод из моей учительской практики, хотя многое художественно переработал и изменил в угоду занимательности сюжета. Опубликован в печати в 2015 году (альманах "Зыбь" №6). Вчера рассказ был выложен в Инете на сайте "РНЛ", поэтому его стало удобно предложить для просмотра посетителям моей страницы. Ниже его начало, полностью можно прочитать перейдя по указанной ссылке.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
Я сидел за учительским столом в небольшой классной комнате вечерней школы, ожидая своих учеников, которые должны были прийти к началу уроков. Осенний день подходил к концу. Моросящий дождик за окнами и серое небо, уже тусклое в ожидании ночи, не привлекали внимание, как и пейзаж, – крыши соседних домов, едва видимые сквозь ветви высоких, ещё довоенной посадки, с уже облетевшими листьями, тополей, основательно прореженных, но всё ещё густо толпившихся в тесном дворике школы.
Взгляд пробежал вокруг. Казалось, за многие десятилетия здесь, в здании бывшего трехклассного училища, ничего не изменилось. Казённая бутафория – пустота высоких побеленных стен и темно-синих панелей, однообразные ряды выкрашенных одним цветом ученических столов и стульев, да чёрная плоскость доски за моей спиной были скучны, как и погода на улице. Это несоответствие назначения школы как таковой гнетущей унылости её обстановки, отталкивающее уже изначально от желания не только учиться, но даже находиться здесь, поражало прежде всего.
Да и «рабочая молодежь», в основном уже сама зарабатывающая себе на хлеб, не спешила грызть гранит науки, в своё время по разным причинам избежав обязанности получения аттестата. Уже пришлось испытать муки уговоров, стоя рядом с токарным станком или у швейной машины, за которыми делали своё дело, с трудом отвлекаясь от привычного, эти простые ребята и девчата с завода или фабрики, многие из которых уже имели и свою семью. После обычной школы я оказался не только в новой обстановке, когда пришлось во многом менять свои взгляды, но и в среде совершенно новых взаимоотношений как среди педагогов, так и между ними и учащимися. Если бы не дефицит учительских мест в родном городе, ещё недавно имевшем свой пединститут, с избытком наплодившем на много лет вперед специалистов педагогики, и куда вернулся после нескольких лет работы в далёком краю, я, возможно, и не пришел бы сюда преподавать. Однако выбирать не приходилось.
Мои мысли отвлекли первые появившиеся ученики. Им, одиннадцатому классу, оставалось чуть более полугода, чтобы закончить своё мучение, которое выражали не только их позы, глаза, но и даже руки, – натруженные руки рабочих людей, неловко положенные на крышки столов. Ходили они в школу редко. И если появлялись хоть пару раз в неделю, это было уже хорошо. Естественно, что положительная оценка ставилась даже только за то, что они отсидели урок. Ни о какой более или менее глубокой проверке знаний не могло быть и речи. Они всё это прекрасно понимали, и чтобы хоть как-то оправдать свой приход, робко пытались имитировать хоть толику старания, готовя ответ домашнего задания или повторения прямо перед уроком.
Вопроса дисциплины в вечерних классах обычно не стояло. В какой-то мере я и сам испытывал дружеское чувство к своим ученикам и признавал равное с ними право на уважительные отношения друг с другом, тем более по возрасту был ненамного старше их. Однако школьный этикет во взаимоотношениях учителя и учащихся здесь соблюдался строго. Да и как я мог фамильярничать, если все они обращались ко мне как к старшему, как к своему учителю и классному руководителю.
В коридоре прозвенел звонок. Я не спешил начинать урок, давая возможность войти опоздавшим. Класс был заполнен едва наполовину. Почти все сидели на задних местах, считая их более безопасными для себя в этой обстановке. Это меня всегда забавляло, хотя и было понятно по своему опыту. Попытки пересадить их вперед почти всегда отнимали часть урока, поэтому с некоторых пор я не тратил на это время.
Продолжали свой разговор две подружки с соседями по столу, повернувшись ко мне спиной. Кто-то делал вид, что повторяет задание. Я встал со своего места, показывая, что урок начался. В ответ медленно отрываясь от своих дел поднялись и пришедшие.
– Здравствуйте, садитесь, – привычно произнёс, вглядываясь в лица, и уже хотел продолжить, как вдруг с задней парты хрипловатый голос негромко прогнусавил:
– Здоров.
Читать полностью здесь: https://ruskline.ru/opp/2024/04/22/rasskaz_uchitelya
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4