Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.
Это сейчас стюардессы – настоящий символ гражданской авиации. А ведь когда-то пассажиры летали без бортпроводников.
Впрочем, на заре становления гражданской авиации стюардессы были не очень-то и нужны. На первых внутренних пассажирских рейсах в СССР в 1923 году (Москва - Нижний Новгород) летали немецкие «юнкерсы», которые вмещали всего четыре пассажира. И им явно было не до welcome drink, карамелек и влажных салфеток перед вылетом. Как писала газета «Культура», инструкция предписывала пассажирам следить за тем, чтобы у самолета на взлете не отлетело колесо. А если отвалилось – сообщать пилоту.
Только спустя десятилетие, когда самолеты стали больше, а пассажирские кресла шире, в Главном управлении Гражданского воздушного флота СССР задумались хоть о каком-то комфорте для пассажиров.
В июне 1936 года издается указ, о повышении качества обслуживания на рейсах «Аэрофлота»: с тех пор в салонах пассажирских лайнеров запрещается перевозить грузы. Более того, там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, и оборудовали буфеты.
Вот только буфеты появились – а о буфетчицах забыли. Первая из них появится спустя три года.
5 мая 1939 года новейший на тот момент советский пассажирский лайнер ПС-84 взлетел с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известный как «Ходынка») и взял курс на Ашхабад. На том рейсе пассажиров впервые в СССР была стюардесса. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.
Впрочем, как писал журнал «Огонек», такой должности как бортпроводница в то время еще не существовало, поэтому девушку оформили кладовщицей, а называли по привычке буфетчицей.
Но уже тогда к ней предъявлялись особенные требования – «стюардессы» должны быть не тяжелее 52 кг и не выше 162 см.
В течение двух месяцев Городецкая была единственной стюардессой в СССР. Позже в том же 1939 году в профессия бортпроводник в Советском Союзе была утверждена официально.
С тех пор стюардессами «Аэрофлота» стали тысячи девушек, которые работали во всех территориальных подразделениях гражданской авиации СССР.
При этом, долгое время они летали, что называется, кто в чем. Строгого дресс-кода не было. Было пожелание - светлый верх, темный низ.
Унифицированная форма появится только в 1954 году на международных рейсах. Первая форма советских стюардесс была темно-синей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев