Нет, так говорить нельзя, потому, что в те времена за Уралом, к востоку, проживали русскоговорящие люди – чалдоны. Время появления в Сибири чалдонов, по современным историческим данным, точно не определено, и количество их тоже неизвестно. Согласно исследованиям части историков, многие названия рек и поселений в Сибири имеют русские и славянские корни. Это происходило задолго до завоевания Сибири Ермаком, а многие, до сих пор применяемые в обиходе чалдонами слова, относятся ко времени ещё до XIV века. Учёные допускают, что чалдоны, это коренные жители Сибири и вполне возможно, что именно от них пошла русская земля. До прихода в Сибирь «самоходов» из Расеи чалдоны ставили в Сибири жилища, чем-то напоминающие малозаметные на местности насыпные землянки и блиндажи, прикопанные в землю. Их при необходимости можно было легко и быстро построить при переселении людей, или в местах охоты и рыбалки. В настоящее время привычку строить такие «охотничьи дома» в местах охоты и рыбалки переняли все охотники и рыбаки, включая сибирских татар. Сейчас русские охотники называют такие лесные жилища «зимовьём», в них принято оставлять спички, небольшие запасы еды, примитивную посуду, для других охотников и рыбаков. Чалдоны, в отличие от русских земледельцев-самоходов, были преимущественно охотниками, рыболовами и промысловиками. После прихода в Сибирь русских, характерной чертой чалдонов стала большая сибирская «чалдонская изба», состоящая из двух объединенных в один дом частей, сейчас такие дома называются пятистенком. У этих жилищ справа, возле входа за сенями находилась женская половина избы. Туда входила кухня, со всевозможным женским обиходом. Чисто мужской половины избы не было, а были общие места проживания. В середине избы стоял большой обеденный стол, так же в их домах были «красные углы», которые они называли божницами. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на «детское место». Нужно заметить особо, рядом с христианскими иконами в переднем углу чалдоны ставили на божницы языческих идолов-божков. Поэтому христианами их назвать было можно только с большой натяжкой. Возникновение традиции постройки большой срубленной чалдонской избы связано с приходом в Сибирь Ермака и новых русских поселенцев, от которых чалдоны переняли срубы и деревянные избы. Необычной особенностью чалдонских традиций является в настоящее время редко соблюдаемый табуированный запрет захода мужчины на женскую половину избы, в том числе на кухню, там мужчине не разрешается ничего трогать, дабы не «осквернить» утварь. Мужчина не имеет права взять на кухне даже кружку, чтобы попить воды. Что вообще-то, честно говоря, унизительно: хочешь пить – приходиться ждать, пока кто-то из женщин нальёт и подаст тебе воды, поэтому нередко возле кухни ставили кадушку с водой и ковшом, чтобы мужчина без женщины мог попить. Право приготовления пищи, лекарственных отваров, мытья посуды и приборки на кухне у сибирских чалдонов имеет только женщина. Поэтому, чтобы не допустить захода мужчины на кухню, женщина обязана накормить и напоить пришедшего мужчину, подать ему воды, если он хочет пить. Любой мужчина, попытавшийся зайти на кухню, тут же будет отруган женщинами. В свою очередь, все женщины не имеют права пользоваться «мужскими инструментами» и заходить на хозяйственную «мужскую половину», обычно в сарай с инструментами. Брать в руки косу, молоток женщинам было воспрещено. Несмотря на такое неравенство мужчин и женщин, никогда не считалось предосудительным, если девочки бегают вместе с мальчиками на реку рыбачить или пасти скот. Женщина ходит на охоту и справляет все мужские дела по дому, если у неё нет мужа. В остальных случаях предполагается распределение женских и мужских семейных обязанностей. Все эти табу, были не писаными и выполнялись, как бы сами собой. Ещё нужно сделать одно важное замечание – слова; «челдоны, чалдоны и чолдоны», которыми русские называют этих сибирских людей, не их самоназвание. Сами себя они называли словами «самарцы» и «сарьмяты». Интересно, как образовались названия города Самара и сибирского народа, сарматов. Из этого мы можем предположить, что народ сарматы и русские были когда-то одним народом. От названия «сармат» легко производится их более древнее название – «царь-мати». Это название соответствует тому, что мы знаем о сарматах, а именно; женщины в этом племени были воительницами. Вполне можно допустить, что чалдоны – это связующее звено между коренными сибиряками-сарматами и русскими людьми. Тем более, что слово «Сибирь» чисто русского происхождения. На бурятском языке есть слово «сэбэр – чисто», а на монгольском языке «сэвэр – чисто». Эти слова прослеживаются в немецком языке, как «саубэр – чисто» и на немецком волынском диалекте «саувэр – чисто». На английском языке мы уже можем проследить название Сибири словом – «Сайбер». И только у русских из слов «сэбэр» и «сэвэр», образовались слова «Сибирь» и «Север». Сибирь и север края белоснежные, в данном случае снег и стал символом чистоты. Когда-то давно в Сибири жил народ с самоназванием «сабиры», что с татарского языка переводится, как «стойкие». Что здесь можно сказать? Любой народ в Сибири должен быть если не отважным, то стойким уж точно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4