Не секрет, что сегодня повсеместный факт – кадровый дефицит. Об этом говорят все – от руководства до отдельных фирм. Текучка кадров везде колоссальная. От этого мы часто проигрываем конкуренцию иностранцам.
Но откуда берётся кадровый дефицит, если у нас система образования постоянно отчитывается об открытых школах и выпущенных специалистах?
Получается, выпускников много, а работать некому. Почему так получается?
Мне кажется, что главной причиной является то, что Образование не определилось с Заказчиком. Кто является Заказчиком Образования? Ведь Образование существует не само по себе и не для себя самого. Оно же, по идее, занимается производством кадров для страны. Но на практике это не так.
2.
Если образование – для производства кадров, то я заказчик. Но где механизм оформления заказа на специалиста? Его нет. Тогда на кого и для кого работает система образования? Кто реальный заказчик?
Получается, на первом этапе – тот, кто платит за образование – родители.
Но правильно ли это? Родители будут гарантировать работу выпускникам? Нет. Тогда почему система образования ориентируется на них? Потому что превратилось в коммерческую фирму? Но правильно ли это?
Получается разрыв: система образования ориентируется на тех, то работу не даёт. Тогда понятно, почему множество безработных с дипломами – молодые люди получают ненужное для работы образование.
Это, кстати, провоцирует и конфликт между родителями и детьми: дети говорят родителям: куда вы меня послали? мне это неинтересно, — и часто бездельничают всю жизнь на основании того, что получили ненужное образование.
3.
Я считаю, что необходимо образованию изменить приоритеты – и начать ориентироваться на интересы Заказчика, то есть работодателей, руководителей, за которыми стоят предприятия, службы, фирмы. Для этого нужно менять структуру образования вовсе.
К примеру, нужна детализация специальности.
Например, мне нужен бухгалтер для работы с автотехникой. Это нужно знать. Но бухгалтеров с такой специализацией не готовят. Почему? Почему я должен его переучивать? Тем более он обречён на ошибки, которые часто дорого стоят. Почему я как руководитель фирмы должен учить бухгалтера? Я же не образовательное учреждение! Почему я должен работать как образовательное учреждение?
Образовательной системе необходимо менять специалитет: например, два курса общая бухгалтерия, а еще один – бухгалтерия по Заказу: для строительства, для издательства, для банка, для лесхоза. И так по всем направлениям.
Без этого образование будет постоянно выпускать полуфабрикат, недоделанных, а значит ненужных специалистов. Им даже титул специалиста не получить!
4.
Причиной кадрового дефицита является система образования, которая вообще не интересуется рынком труда, тем более промышленностью, не завязана на трудоустройство. Образование вообще не отвечает за кадровую политику в стране. Оно существует само по себе как автономное явление. А кто тогда отвечает за кадровую политику в стране?
Мне понятно одно: если система образования не будет ориентироваться на Заказчика, работодателя, то она вообще не нужна. Тогда может быть, есть смысл её аннулировать и ввести систему целевой подготовки специалистов, необходимых для экономики страны? Причем именно в том количестве, какое необходимо для страны, а не для того, чтобы институты заработали себе побольше денег.
Комментарии 1
Оно и учебу оплачивает
Просто потом надо обязательно это все отработать
Но с другой стороны в плане познания тонкостей профессии это неплохо