На Велико-Пермских землях в 1547 году произошло сражение, которое вполне можно сравнить со знаменитой битвой при Фермопилах - той самой, в которой триста спартанцев дали бой несметной армии персов. Отряд воинов из Чердынской крепостной агломерации (Чердынь, Покча, Вильгорт, Искор) был совсем маленьким, всего 85 мужей (зрелых мужчин). Если считать по современным армейским меркам – небольшая рота. Но Чердынцы не дрогнули перед разно верной Ордой, состоящей из сибирских язычников и ногайцев (далее - разно верные). Да, в бою погибли, но битву за Русь выиграли. Враги, рвавшиеся тогда на русскую землю, повернули назад. Потомки, жившие много лет тому назад, почтили память героев - в память подвига 85 убиенных чердынцев на рати написали икону, а на ней изобразили каждого из 85 павших воинов, указав даже их имена. Много веков их почитали, словно Святых, и к большому сожалению почитателей тех великих воинов Руси осталось не так много. Отдельно замечу, что храбрость и самопожертвование Во имя Отчизны - величайшая ценность на всех континентах и на все века.
Итак: В середине XVI века через ту крепостную агломерацию проходил единственный путь из тогда ещё непокорённой Сибири и южного Прикамья в Москву и путь этот называли «Государева дорога». По той дороге везли пушнину, соль, стрельное и иное зелье, серебро и прочие товары с востока и юго-востока, так и наоборот. По ней ходили не только купеческие караваны, но и с помощью нее совершали набеги, время от времени разно верные, в том числе и разрозненные потомки татаро-монгольского иго (Золотой Орды). Самым опасным временем для жителей пограничной Чердынской крепостной агломерации была глубокая зима: по замёрзшей государевой дороге вражеская конница из Сибири или юга Прикамье могла перейти через северо-запад Урала на Москву, словно автоколонна по накатанному зимнику, разоряя все селения на своем пути. Поэтому опасность нападения на чердынскую агломерацию в зимний период была вероятней всего. Так и случилось в январе 1547 года. Передовые дозоры прислали в Чердынь тревожную весть: «Разно верная Орда, состоящая из язычников и ногайцев на подходе!!!». Помощи чердынской агломерации ждать было не откуда, подмога с центра Руси не успела бы подойти, так как расстояния слишком большие. Можно было, конечно, сдаться врагу на его «милость» к рабскому служению. Ну, или попытаться откупиться - Чердынь тогда была очень богатым торговым городом-крепостью и разно верные наверняка бы пошли на такую сделку: они нуждались не только в золоте и серебре, но и фураж к походу был для неё куда более ценной добычей. Накормили бы лошадей, отдохнули - и двинулись бы дальше на Москву, то есть, на неокрепшую и не единую тогда еще Русь. А по пути, соединившись с частями непокорённого ещё Иваном IV (далее - Грозный) Казанского ханства и иными осколками и потомками Золотой Орды, и огромные разно верные полчища хлынули бы единым маршем на Москву к ее покорению и разорению. Момент для удара по столице был выбран как раз в канун самого значительного для Руси события, ведь на 25 января была назначена церемония венчания на царствование Грозного. Он первым среди великих князей принял титул государя Всея Руси. Разно верные наверняка знали, что в Москве зреет боярский заговор против Грозного, готовится народный бунт (сейчас такую с режиссированную смуту называют «Оранжевой революцией»). Стоит заглянуть в школьный учебник истории, и вы увидите на его страницах описания массовых в том году беспорядков в Москве, например, убийство родственника Грозного (Глинских), и гигантского пожара, не пощадившего даже Московский Кремль.
Скорее всего, набег разно верных из Сибири и юга Прикамье был частью зловещего плана покорения Руси. Позже имена погибших отлили на чугунной плите. Текст на ней начинается словами: «Помяни, Господи, души рабов своих, убиенных на рати с ногайскими татарами». Чугунная доска и икона в честь 85-и чердынских-воинов сохранились до сих пор. Коренные жители преклонного возраста рассказывали (сегодня их уже никого нет), что ранее местные жители считали их Святыми, обращались к ним через молитву за помощью, когда их родные были на войне о здравии и сохранении их жизни, так и о павших воинов, молились к милости Божьей на небесах, а войны Россию, как известно, разрывали всегда. То есть икона для народа той агломерации долгое время была самой важной Святыней…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев