Если человеку интересно быть человеком, он должен решить главный вопрос. Могу предположить, что многим людям не интересны и никак не лежат на душе человеческие устремления. В основном они хотят лишь есть, пить, веселиться, удовлетворять свои биологические - животные инстинкты. Человек - это тот, кто стремится к вечности... Человека расчеловечивают и превращают в потребителя, который ориентирован только на получение удовольствий. Выбраться из всего этого очень непросто, потому что к комфорту, сытости, внешнему благополучию привыкаешь быстро. Для того чтобы начать жить человеческой жизнь, неизбежно требуется пройти через испытания и скорбью, и сердечной болью. Только так душа начинает пробуждаться и рождать духовные чувства, например, чувство нужды в Боге, чувство жажды Бога, осознанной и целеустремленной Его необходимости. Ведь Иисус - наш Спаситель, а спаситель нужен, когда ты погибаешь. Погибать - всегда неприятно и болезненно, и человек все время пытается от этого отвратиться.
Самый главный вопрос - что такое человек? Самая главная встреча - встреча с самим собой. Но для этого необходимо заглянуть внутрь себя, а значит изменить угол зрения, оторвавшись от внешнего. Также необходимо и определенное внутреннее состояние. Все это не так просто.
Вопрос о человеке - это главный вопрос в том числе и Священного Писания, которое не столько открывает, как живет Бог в Своем Царстве, сколько говорит нам о человеке. Что такое человек? В чем смысл и цель его жизни? Почему он страдает и как может прийти к радости и блаженству?...
«Что же такое человек, что Ты, Господи, помнишь его, и что Ты, Сын Человеческий, посещаешь его?» - вопрос, который несколько раз звучит в Священном Писании. Первый раз он появляется в устах пророка Давида в его Книге псалмов, гимнов, ликований и хвалений, хотя в ней достаточно и нот скорби и покаяния. Давид восклицает: «Господи! я так мал и ничтожен! я так слаб и немощен! А Ты, Всевышний, помнишь о мне, посещаешь, спасаешь. Почему? Что такое человек, что Тебе есть дело до него?»
За несколько веков до Давида другой ветхозаветный праведник Иов теми же самыми словами обращается к Богу: «Господи, что такое человек, что Ты помнишь его?» Книга Иова совершенно иная по интонации. Господь любит Иова, но эта любовь оказывается обжигающей, как это и бывает: кого Бог любит, того и наказывает, «биет же всякого сына, которого желает принять». Потому что Бог Свят, а человек грешен, болен смертельной болезнью. Самое печальное, что человеку нравится это состояние, он привык к нему, а для того чтобы выйти из этой болезни, необходима мобилизация всех жизненных сил. Обычно человек начинает оживать, лишь когда что-то происходит. Если все в порядке, то он лежит в луже греха и радуется поросячьей радостью рожцам, которые ему достаются. А как тревога, так до Бога. Потому наказания в этом скорбном мире неизбежны, но это наказания с любовью. Как говорил епископ Гавриил, в прошлом наместник Псково-Печерского монастыря: «Не бойтесь наказания Господня, потому что Бог наказывает не как каратель, но как любящий Отец». Такое наказание - научение. Оно не для того чтобы мучить человека, но чтобы пробудить его от сна греховного и вернуть к высшей небесной радости.
Такая любовь опаляет все вокруг Иова Многострадального, и в своей скорби он восклицает к Богу: «Господи, почему Ты вновь и вновь посещаешь меня, ведь я не преступник, никогда не хулил Тебя». Даже когда жена настоятельно требовала от него: «Похули Бога и умри», Иов отвечал: «Безумные слова слышу от тебя. Если от Бога принимаем доброе, неужели злое не можем принять? Бог дал, Бог взял. Буди Имя Господне благословенно отныне и до века»
Между двумя этими крайностями - вершиной радости и глубиной скорби - и кроется ответ на вопрос, «что такое человек, что Ты, Господи, помнишь его?». Святитель Иоанн Златоуст говорит больше: «Если вы хотите увидеть величие человека, то не стоит искать его среди царских палат и знатных мира сего, но вознесите ваши очи выше - к Престолу Божиему, и там, одесную Бога Отца вы увидите Человека, Богочеловека Иисуса Христа». Вот где место человека: человеческая природа вознесена в Святую Троицу. Каждый из нас призван быть наследником Царства, уготованного Господом любящим Его, и для каждого из нас это возможно: не копаться в земном и думать, что в этом величие и призвание человека, но стремиться к небесному и достигать его. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев