В прошлый раз я рассказал, как произошёл мой разрыв с оккультизмом. В данном тексте поведаю что было дальше.
В агни-йоге провозглашается принцип жёсткой иерархии, что означает один простой принцип, известный ещё со средних веков: вассал моего вассала не мой вассал. Т.е. так как у меня был физический учитель, а у него учитель «тонкий», то так называемый «тонкий» учитель, не был моим учителем, полагаю, что этот закон во многом помог мне спасти свою жизнь. Мой физический учитель стал буфером между мною и теми силами которым он много десятков лет служил. Он принял на себя главный удар.
Когда начал происходить развал всего созданного за годы моего занятия оккультизмом, когда я столкнулся с массовым предательством людей которых считал соратниками это всё очень сильно ударило по мне, я был разбит. Для меня такие понятия как честь и преданность не пустые слова, это внутренний кодекс моей жизни. Если я его предам, я перестану быть самим собою, потому моя жизнь всегда отражает мою веру. Если я назвал человека своим учителем, я не могу его предать. Как оказалось, у других эзотериков было по этому вопросу иное мнение. Тот факт, что убеждённые эзотерики с лёгкостью торгуют своею честью и легко готовы на любую подлость и предательство, очень сильно ударил по моему идеализму. Так как я долгие годы обращался в эзотерической среде, я знал, что подлость и предательство там вполне терпимы. Но когда сталкиваешься с этим лично относительно себя и близких себе людей, это очень тяжело.
Помню на прямой вопрос: с кем я, с «иерархией сил света» или я перехожу как мой учитель в христианство? Я отвечал, что должен подумать и отстранялся от прямого ответа. Я был в шоке. Вся моя картина мира рухнула.
Учитель уехал жить в Дивеево. Собратья эзотерики все отреклись от меня. Я остался один. Работы нет, накоплений на которые я мог бы жить нет, все знакомые были эзотериками… полное одиночество. А главное нет мира в душе. В тот первый год выхода из эзотеризма я сменил за год девять мест работы, я нигде не мог найти себя…
Кто я? Почему со мною произошло то что произошло? Что дальше? На что опереться? Зачем жить? В голове возникают мысли о самоубийстве, отчаяние, волнами накатывает паника и ужас… Я раздавлен…
Я не могу сказать, что христианство было для меня в фаворе, начал я свой духовный путь с крещения, но потом долгие годы занимался эзотерикой, изучал восточную философию, прежде всего индуизм. Был знаком с буддизмом, мой учитель утверждал, что грядущий оккультный «спаситель мира» будет буддистом. Потому мы каждый год ходили в Дацан Гунзэчойнэй, находящийся в Санкт-Петербурге. Мой учитель говорил, что это дом нашего Учителя, грядущего владыки мира. Я был поклонником философии адвайта-веданты, которую на Западе провозглашал Вивекананда, читал Рамакришну. Очень любил книги о индийский йогах, до сих пор помню книгу «Автобиография йогина» Йогананды и т.д. Казалось бы, не хочешь быть эзотериком, иди в традиционные индуизм или буддизм…
Но, я выбрал христианство. Почему? Какие я видел варианты?
Во-первых, я мог остаться эзотериком, для этого мне надо было стать вассалом тех сил что управляли моим учителем, это было сделать не сложно, я должен был к ним обратиться и предать себя в их волю. Для меня это означало бы сознательное служение злу. Далее мой путь мне был понятен, у меня будут власть, деньги и много других плюшек, но в отличие от своего учителя у меня уже не было иллюзий, я хорошо понял с какими силами имею дело. Я сделал свой выбор, лучше быть нищим со Христом, чем миллионером с Люцифером.
Во-вторых, христианином стал мой учитель и я ясно увидел, что за христианством стоит сила отличная от оккультной и намного более сильная.
В-третьих, никакого традиционного индуизма в России нет, считать тех же кришнаитов традиционными индуистами может лишь человек никогда не знакомившийся с востоковедением, я таковым не был.
В-четвёртых, стать буддистом и ходить в дом грядущего оккультного «спасителя мира», это случайно не того которому служат бесы? Спасибо не надо. Я понимаю буддисты со мною будут спорить, но для меня является фактом что та сила, что стоит за агни-йогой, буддистов и их ритуалов не боится и значит защитить меня от «иерархии сил света» агни-йоги не может!
В-пятых, был вариант стать атеистом, но этот путь для меня был полностью исключён. Я слишком многое видел в своей жизни, как практикующий оккультист. Можно поспорить существует ли Бог, но уж то что существует потусторонний мир, что существует мир демонический и что за христианством явно стоит сила, которую этот демонический мир боится, это был факт.
Не трудно сложить все выше приведённые аргументы чтобы прийти к выводу, что путь на свободу от оккультных сил только один – это христианство.
На тот момент я ещё не был хорошо знаком с христианством, но я рассудил, что в России Православие номер один, плюс я помню, как ходил на разные протестантские шоу в девяностых, кроме презрения они у меня ничего не вызвали, потому альтернатив Православию я не увидел.
Далее, были годы внутренней борьбы и испытаний. Я получил благословение заниматься апологетической деятельностью, помогать тем, кто пострадал от сект. Я стал изучать психологию, изучал религиоведение и теологию. Это всё сильно мне помогло в моей собственной реабилитации. Я стал более глубоко понимать, что со мною происходило и далее это дало мне возможность более эффективно помогать другим.
Главным же аргументом для перехода в христианство была та Сила что за ним стоит. Помню себя на службе в Казанском соборе, я только недавно вернулся в Церковь. Стою в очереди на причастие и внутренне молюсь чтобы Бог освободил меня от груза прошлого оккультного духовного обременения, далее у меня было ощущение как будто гигантская рука коснулась меня и после этого прикосновения я почувствовал необычайную лёгкость и покой. Это лишь один из многих примеров помощи Бога. Их было не мало, но не вижу смысла об этом писать.
Так помаленьку, занимаясь апологетикой, психологией и получая Божью помощь удалось убить в себе эзотерика. Я вряд ли являюсь хорошим христианином, но на данный момент я точно не явлюсь эзотериком.
Виталий Питанов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 166
Поделюсь некоторым размышлением, которое назревало уже давно в силу частого пересечения с такими людьми из «бывших».
⠀
Заранее оговорюсь: данное моё размышление не о Виталии в принципе; хотя иногда я его упоминаю, но лишь постольку, поскольку размышление формировалось в ответ на его размышление о себе самом и некоторые его другие размышления.
Мой комментарий - скорее из наблюдений в целом за подобными случаями и не только, как общее рассуждение. И это не разбор его понятий в ключе правильно/неправильно. Скорее, это выражение некоторого несогласия с определёнными действиями при определённых условиях и попытка осмыслить это всё духовно.
⠀
Не так давно мне попалось ещё одно рассуждение Виталия, из которого несложно было сделать вывод, что он всё ещё не вырвался из сетей тех сил... У него встречается негативная риторика в отношении некоторых тем церковного общества. Кризис веры - пора, которой не миновать ни одному искренне...ЕщёИнтересный рассказ о личном опыте. Я его пару лет назад встречала.
Поделюсь некоторым размышлением, которое назревало уже давно в силу частого пересечения с такими людьми из «бывших».
⠀
Заранее оговорюсь: данное моё размышление не о Виталии в принципе; хотя иногда я его упоминаю, но лишь постольку, поскольку размышление формировалось в ответ на его размышление о себе самом и некоторые его другие размышления.
Мой комментарий - скорее из наблюдений в целом за подобными случаями и не только, как общее рассуждение. И это не разбор его понятий в ключе правильно/неправильно. Скорее, это выражение некоторого несогласия с определёнными действиями при определённых условиях и попытка осмыслить это всё духовно.
⠀
Не так давно мне попалось ещё одно рассуждение Виталия, из которого несложно было сделать вывод, что он всё ещё не вырвался из сетей тех сил... У него встречается негативная риторика в отношении некоторых тем церковного общества. Кризис веры - пора, которой не миновать ни одному искреннему неофиту. Но сложнее приходится тем, кто серьёзно увлекался оккультизмом.
⠀
Придя в Церковь, Виталий занялся апологетической деятельностью. Однако, спустя некоторое время он, насколько помню из его личного рассказа, отошёл от церковной деятельности (не от Православия) и стал психологом.
⠀
К сожалению, психология - как раз та самая область деятельности, которая даёт ощущение власти над душами.
И я сейчас не о психологии, как о помогающей профессии говорю, но о том, что она для пожелавшего стать психологом, может стать инструментом удержания его души во власти собственных страстей и повреждений.
Ведь суть оккультизма - желание властвовать над душами.
По сути, когда бывший оккультист выбирает деятельность, связанную с душами - психологию - он просто меняет декорации театра оккультизма и эзотерики. Не в том смысле, что ему нельзя быть психологом, но об этом чуть ниже.
Поэтому среди оккультистов и эзотериков так много психологов. Это как и в случае с зависимыми: избавляясь от зависимости наркотиков, человек впадает в зависимость от экстрима. Суть остаётся, меняются декорации... И христианину из «бывших» в этом надо быть весьма осторожным.
⠀
(продолжение ниже)
⠀
В Церкви появились священники, которые либо параллельно ведут деятельность психологов, либо в принципе оставляют священство и становятся психологами. Потому что духовное руководство на первый взгляд душевному человеку кажется чем-то похожим на работу психолога.
И если, к примеру, священник не достигает по внутреннему духовной жизни, не реализовывает личную благодать крещения - не достигает личного покаяния и не совершенствуется духовно, то благодать священства на нём остаётся лишь совершительницей Таинств и треб. Она не действует в священнике изнутри, он не совершает пророческое служение, к которому призван.
⠀
Не возрастая в духовную меру пастыря душ по внутреннему деланию, священник находит подмену этой стороне священнического служения в психологии - черпает советы и ответы не в Предании Церкви, не из личного богообщения, а из приёмов и инструментов психологии, ибо она понятна, ведь всегда проще и доступнее душевное, а не духовное. Зачем трудиться над собой, ожидая как...Ещё(продолжение)
⠀
В Церкви появились священники, которые либо параллельно ведут деятельность психологов, либо в принципе оставляют священство и становятся психологами. Потому что духовное руководство на первый взгляд душевному человеку кажется чем-то похожим на работу психолога.
И если, к примеру, священник не достигает по внутреннему духовной жизни, не реализовывает личную благодать крещения - не достигает личного покаяния и не совершенствуется духовно, то благодать священства на нём остаётся лишь совершительницей Таинств и треб. Она не действует в священнике изнутри, он не совершает пророческое служение, к которому призван.
⠀
Не возрастая в духовную меру пастыря душ по внутреннему деланию, священник находит подмену этой стороне священнического служения в психологии - черпает советы и ответы не в Предании Церкви, не из личного богообщения, а из приёмов и инструментов психологии, ибо она понятна, ведь всегда проще и доступнее душевное, а не духовное. Зачем трудиться над собой, ожидая какого-то там духовного возрастания, когда вот она, психология, уже всё тебе даёт и открывает о человеке...? Просто изучай механизмы воздействия, психотерапии, применяй цитаты великих и святых к месту.
⠀
Не сужу сейчас, какой психолог из Виталия, лишь озвучиваю мнение, что тот, кто пытается избавиться от сетей оккультизма и эзотерики, не может вести подобного рода деятельность, пока не полностью не исцелится и не преобразится духом. Стать психологом в таком неизмененном состоянии духа - всё равно, что сесть ближе к огню в попытке избавиться от жара.
Есть такая поговорка: «можно вывезти человека из деревни, но вывезти деревню из человека невозможно».
Можно выйти из оккультизма, но оккультизм весьма трудно и не без шрамов выходит из подсознания и мировоззрения человека.
⠀
Пострадавшим от практик оккультизма и эзотерики, следует заняться сугубо внутренне ориентированным деланием. Об этом так же сказано у святых отцов. И встречаются примеры в патериках, когда такие люди уходили от мира.
По сути, бывшие оккультисты и эзотерики могут помочь другим лишь личной духовностью.
⠀
(продолжение ниже)
⠀
Рассуждения Виталия о духовности и о духовной жизни, каким он представляет себе духовного человека (на его странице есть заметка: https://m.vk.com/wall4412064_34976), всё ещё поверхностное, и местами в рамках духа пониманий оставленной им эзотерики, что указывает не только на личную незрелость, но и на всё ещё действующий ракурс смещенных понятий из опыта общения с духами иной силы.
Не просто так святые отцы говорят, что занимающиеся практически оккультизмом повреждаются душой до конца жизни. В том смысле, что весьма сложно переформатировать собственное сознание, избавиться от подходов к исследованию предметов.
⠀
Мало, кто из «бывших», став христианином, не уклоняется тут же в изучение лжи (секты, идеологии и тд), в которой они пребывали и иных учений, вместо изучения чистого учения Церкви и утверждения в Истине.
Такова черта человеческой немощности - сделать самостоятельную «работу над ошибками», покопаться...
⠀
Однако, важная ступень Покаяния - ввергнуть в бездну мило...Ещё(продолжение)
⠀
Рассуждения Виталия о духовности и о духовной жизни, каким он представляет себе духовного человека (на его странице есть заметка: https://m.vk.com/wall4412064_34976), всё ещё поверхностное, и местами в рамках духа пониманий оставленной им эзотерики, что указывает не только на личную незрелость, но и на всё ещё действующий ракурс смещенных понятий из опыта общения с духами иной силы.
Не просто так святые отцы говорят, что занимающиеся практически оккультизмом повреждаются душой до конца жизни. В том смысле, что весьма сложно переформатировать собственное сознание, избавиться от подходов к исследованию предметов.
⠀
Мало, кто из «бывших», став христианином, не уклоняется тут же в изучение лжи (секты, идеологии и тд), в которой они пребывали и иных учений, вместо изучения чистого учения Церкви и утверждения в Истине.
Такова черта человеческой немощности - сделать самостоятельную «работу над ошибками», покопаться...
⠀
Однако, важная ступень Покаяния - ввергнуть в бездну милосердия Божия свой грех, что означает доверие/вверяние без этих копаний и исследований, без углублённых изучений зла ради более глубокого понимания своих грехов и блужданий.
Потому что основа Покаяния не в подробном исследовании глубин и кулуаров своих падений, а в обращении к Богу через добродетель. Только гордость пытается всё исследовать, чтобы вычистить, выисповедать. Потому что гордость самодостаточна, она не позволяет душе принять Спасающую Благодать, всё хочет сама... Такой человек не может подойти к Чаше, если вдруг вспомнил в очереди ещё пару прегрешений - такова гордость, которая разъедает душу чувством нечистоты. Вот Чаша, в которой Тело и Кровь Христа, очищающие, освящающие и исцеляющие, надо лишь ввергнуть своё недостоинство и нечистоту в бездну милости Божией, но гордость хочет предстать чистой и достойной - равной Богу.
⠀
(продолжение ниже)
⠀
Достаточно зло назвать злом и отречься от него, а все внутренние проявления миазмов этого греха или поползновения повторить грех в делах или помышлениях останавливать самоукорением. Но многие считают, что рану следует периодически расковыривать, углублять, искать тонкости падений.... и называют это памятованием греха, покаянием...
Духовно подобная позиция неверна, и святые отцы называют ее прямо гордостью, которая болит и страдает от осознания факта падения. Это называют ещё самоугрызением.
⠀
Распространённое явление в среде таких неофитов из «бывших» - горячность апологетической деятельности, споры с инославием и иноверием, атеизмом и всякого рода идеологиями.
Но подлинная апология веры - это плод Духа, т.е длинный путь личного стяжания благодати в упразднении от всего внешнего: «Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог» (Пс.).
Самодостаточная ревность по Богу не готова ждать плоды, достигая Духа: «Даждь кровь - приими Дух» - когда апологию совершает изнутри твоего с...Ещё(продолжение )
⠀
Достаточно зло назвать злом и отречься от него, а все внутренние проявления миазмов этого греха или поползновения повторить грех в делах или помышлениях останавливать самоукорением. Но многие считают, что рану следует периодически расковыривать, углублять, искать тонкости падений.... и называют это памятованием греха, покаянием...
Духовно подобная позиция неверна, и святые отцы называют ее прямо гордостью, которая болит и страдает от осознания факта падения. Это называют ещё самоугрызением.
⠀
Распространённое явление в среде таких неофитов из «бывших» - горячность апологетической деятельности, споры с инославием и иноверием, атеизмом и всякого рода идеологиями.
Но подлинная апология веры - это плод Духа, т.е длинный путь личного стяжания благодати в упразднении от всего внешнего: «Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог» (Пс.).
Самодостаточная ревность по Богу не готова ждать плоды, достигая Духа: «Даждь кровь - приими Дух» - когда апологию совершает изнутри твоего сердца Благодать Духа Святаго (1Кор.2).
⠀
К сожалению, подобная скоропоспешная деятельность в большинстве случаев приводит к результату евангельского выражения «слепец слепца водит, оба в яму падут». Не достигнув определённой меры исправления собственного сознания от оккультной «прошивки», не дождавшись рубцевания ран души от эзотерических повреждений, не стяжав внутренней устойчивости духа в благодати, зрелости духовной, человек устремляется в деятельность, которая зачастую и приводит его к порогу того самого кризиса веры из-за неопытности духовной и несоразмерности сил. У святых отцов это называется ревностью не по разуму: человек понимает букву христианства, но не имеет в себе ещё его Духа. И здесь кризис веры для кого-то - пора переосмысления своей жизни и зрелость в Боге, а для кого-то - период отпадения от Бога.
⠀
(продолжение ниже)
⠀
С озвученным Виталием его личным представлением о духовности, вести деятельность христианского психолога и помогать другим разобраться в себе невозможно.
Потому что его собственные духовные ценности всё ещё не выстроены, не выверены внутренним деланием по Духу.
Духовность познаётся изнутри жизни по Духу, знания о вере - лишь начало пути. Именно поэтому, не всякое академическое Богословие - путь ко спасению, но лишь то, буква которого наполняется харизматически (опытно, деланием).
[Напомню, что я не делаю попыток оценить духовный опыт Виталия, лишь по некоторым моментам, им озвученным, наблюдая за схожими примерами, размышляю, исходя из меры личного духовногоопыта и знания, естественно.]
⠀
«Духовный человек» не всегда внешне представляется психически здравым, как понимает духовность Виталий. Возьмём хотя бы юродство.
Более того: духовности достигать может и нервно-психически повреждённый человек. Собственно, в этом плане нет ни одного здорового.
Естественно, речь не о се...Ещё(продолжение)
⠀
С озвученным Виталием его личным представлением о духовности, вести деятельность христианского психолога и помогать другим разобраться в себе невозможно.
Потому что его собственные духовные ценности всё ещё не выстроены, не выверены внутренним деланием по Духу.
Духовность познаётся изнутри жизни по Духу, знания о вере - лишь начало пути. Именно поэтому, не всякое академическое Богословие - путь ко спасению, но лишь то, буква которого наполняется харизматически (опытно, деланием).
[Напомню, что я не делаю попыток оценить духовный опыт Виталия, лишь по некоторым моментам, им озвученным, наблюдая за схожими примерами, размышляю, исходя из меры личного духовногоопыта и знания, естественно.]
⠀
«Духовный человек» не всегда внешне представляется психически здравым, как понимает духовность Виталий. Возьмём хотя бы юродство.
Более того: духовности достигать может и нервно-психически повреждённый человек. Собственно, в этом плане нет ни одного здорового.
Естественно, речь не о серьёзных патологиях, однако, и там нет речи о невозможности достигать им меры духовности.
⠀
Среди святых много с различными диагнозами. Просто в то время не было разнообразия диагнозов и знаний таких в этой области, но это понятно по некоторым моментам, описанным в их жизнеописаниях, воспоминаниях или их собственных дневниках и описаниях.
Но разница в том, что они с Божией помощью преодолевали в себе эту немощь покаянием и возрастали духовно.
⠀
Церковь не учит, что душевнобольные не могут достичь святости и духовности, что только физически и душевноздравые к тому допущены.
⠀
(окончание ниже)
⠀
Более того: в дневнике свящ.Александра Ельчанинова «День за днём» есть интересный момент о понимании нервности (читай, чувствительности, потому как здоровая чувствительность сил и способностей души и тела ничего с чувственностью=страстностью не имеет).
⠀
Все дело в том, ЧТО и ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕГО считать нормой, а что - отклонением в сторону заболевания в своих якобыпсихических проявлениях (симптомах, признаках).
Юродство, к примеру, вполне в психиатрии воспринимается неадекватностью, умопомешательством и даже шизофренией.
⠀
Свчщ.Александр Ельчанинов в своих заметках говорит о "нервности", как о некотором условии святости... Реакция нервной системы на собственный духовный подвиг порой граничит с пограничностью (прошу прощения за тавтологию), и мы сегодня это называем неврозами, невротическими состояними, депрессиями и проч.
А навязчивые мысли и состояния - следствие сверхусиленной нервно-психической деятельности, перегруз, сбой в работе систем живого организма.
Да...Ещё(окончание )
⠀
Более того: в дневнике свящ.Александра Ельчанинова «День за днём» есть интересный момент о понимании нервности (читай, чувствительности, потому как здоровая чувствительность сил и способностей души и тела ничего с чувственностью=страстностью не имеет).
⠀
Все дело в том, ЧТО и ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕГО считать нормой, а что - отклонением в сторону заболевания в своих якобыпсихических проявлениях (симптомах, признаках).
Юродство, к примеру, вполне в психиатрии воспринимается неадекватностью, умопомешательством и даже шизофренией.
⠀
Свчщ.Александр Ельчанинов в своих заметках говорит о "нервности", как о некотором условии святости... Реакция нервной системы на собственный духовный подвиг порой граничит с пограничностью (прошу прощения за тавтологию), и мы сегодня это называем неврозами, невротическими состояними, депрессиями и проч.
А навязчивые мысли и состояния - следствие сверхусиленной нервно-психической деятельности, перегруз, сбой в работе систем живого организма.
Да-да, навязчивость - не всегда шизофрения и не всегда происки бесовские. Это и физиология.
Как и уныние - не всегда страсть, а банальная усталость или сбой биохимии мозга и игра гормонов.
⠀
Итак, цитата из дневника:
⠀
«Нервность» в каком-то смысле есть психофизическое условие святости. Тело уточенное, трансформированное слезами, постом, болезнями, трудами, делается более способным к воздействию духовных благодатных сил. Но оно же делается болезненно чувствительным к грубому вещественно плотскому миру, и реакция его на мир – есть нервность.
Святой, минус его святость, есть невропат (крылатое слово одного доктора, посетившего Афон: «Ну, они все там неврастеники»)
Речь не о нём и не о том, какой психолог; упоминание его имени исключительно в связке с его рассказом.
Христианин не призывается изучать экстрасенсов и медиумов - в этом суть
https://ok.ru/group/70000002284861/topic/156302062756669
Я не могу говорить от имени всех, кто называет себя "православным психологом", но могу рассказать о своём понимании данного вида деятельности.
Я профессиональный психолог с академическим высшим образованием в данной области. Кроме того, я прошёл курс "Православная психология: теория и практика", статус курса - дополнительное профессиональное образованию, учебное заведение - Российская христианская гуманитарная академия. Т.е. я психолог, имеющий специализацию «Православная психология». Уточню, одну из специализаций!
Кроме этого, я также обладаю дипломом теолога и обширными знаниями в области традиционной и нетрадиционной религиозной практики как в России, так и за её пределами. Благодаря моему изучению современных сектантских движений, я уверенно различаю психологию как науку и сомнительные методы эзотерического характера.
Для меня, быть православным психологом - это зн...ЕщёЧто значит быть православным психологом? Чем православный психолог отличается от не православного?
Я не могу говорить от имени всех, кто называет себя "православным психологом", но могу рассказать о своём понимании данного вида деятельности.
Я профессиональный психолог с академическим высшим образованием в данной области. Кроме того, я прошёл курс "Православная психология: теория и практика", статус курса - дополнительное профессиональное образованию, учебное заведение - Российская христианская гуманитарная академия. Т.е. я психолог, имеющий специализацию «Православная психология». Уточню, одну из специализаций!
Кроме этого, я также обладаю дипломом теолога и обширными знаниями в области традиционной и нетрадиционной религиозной практики как в России, так и за её пределами. Благодаря моему изучению современных сектантских движений, я уверенно различаю психологию как науку и сомнительные методы эзотерического характера.
Для меня, быть православным психологом - это значит быть профессионалом в области психологии и придерживаться христианской этики на практике, а также не использовать методы сомнительные с позиции христианского духовного делания.
Чем отличается православный психолог от обычного? Базовое высшее образование примерно одинаковое и если психолог не является эзотериком по своему мировоззрению, и вы обращаетесь к нему по вопросу никак не касающемуся христианской этики и духовной практики, то проблем не будет.
Если же психолог выходит за пределы академической психологии или использует сомнительные практики типа НЛП или расстановок по Хеллингеру, как базовые для себя, или интересующий вас вопрос принципиален с позиции христианской этики и мировоззрения, то тогда лучше обратиться к православному психологу.
Питанов В.Ю.
⠀
Психология не уводит от Бога и не приводит к Богу.
Она в принципе не о Боге. Это помогающая профессия.
Неадекватная психология начинается с того момента, как психолог или священник начинают использовать ее в духовном ракурсе, а не как инструмент физиологической части души.