Клявлино, Ҫарӑмпуҫ в переводе с чувашского Черемшанские Вершины. В исторических документах деревня изначально называлась Клевлино.
«Имеются две версии о возникновении села Клявлино. Первая гласит: предки клявлинцев в поисках вольных плодородных земель на многих киме (лодках) и кюме (повозках и кибитках) поднялись по Большому Черемшану — знакомой с булгарских времён реке, до первых родников. Вели их два брата — Резеп и Клявле, первый якобы основал село Резяпкино, называемое соседями Старым селом, второй — село Клявлино (Черемшанские Вершины).
По второй версии — из Симбирской губернии во второй половине XVII века прибыли в эти места две чувашские семьи.
Главой одной из них был Тайбулат. Эта семья была многочисленной и экономически более крепкой. Второе семейство возглавлял Клевле Чюрекеев, который и основал село.
Название села, по преданию, происходит от имени первого поселенца Клевле Чюрекеева (Василия Иванова в крещении)».
Более менее точную дату основания деревни Клявлино даёт Л. М Артамонова (Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 27 / 2012).
«Изучение крестьянских наказов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. выявляют всё новые стороны этого источника, в т.ч. в отношении обширных территорий и многонационального населения Поволжья и Приуралья с учетом их сословного разнообразия.
В настоящей статье ставится задача привлечения данного источника к реконструкции ранней истории селений на вновь осваиваемых землях Самарского Заволжья.
В отличие от каменцев и семёнкинцев, жители Клявлина и Резяпкиной не успели получить «владенные указы», а сослались только на наличие «верющих писем» продавцов земли. Незавершенность оформления покупки указывает на то, что сделки по двум последним деревням были осуществлены несколько позже.
При этом характер пользования землей прежними хозяевами был различный. Татарин Надыровой волости Надыр Уразметев продал чувашам Клявлиной и Семенкиной свою «порозжую дикую землю».
Клявлино же получило название от «заводчика» - чуваша Клевле Чюрекеева, крещенного под именем Василия Иванова, выходца из д. Елаур Завального стана Симбирского уезда.
Хотя точной даты переселения в эту деревню не указано, но вряд ли она далеко отстояла от 1762 года, так как «заводчику», по поданной тогда ревизской сказке, было всего 29 лет от роду». (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.2454.)
Елаур (чуваш. Ялавăр, тат. Алаур) — старинное село в Сенгилеевском районе Ульяновской области России. Лежит в 15 км южнее административного центра района на реке Елаурка. Первоначальное название села «Ялавăр» происходит от чувашского «ял» — деревня и «авар» — овраг, долина. Село было основано не позднее 1672 года чувашами, переехавшими из территорий, входящих в настоящее время в состав Козловского и Урмарского районов Чувашии. Первые переселенцы являлись военными и членами их семей и участвовали в обороне прилегающих мест, имевших относительную стратегическую значимость для укрепления подступов к Симбирско-Карсунской засечной черте и Симбирского уезда. (Википедия).
Более подробно о заселении деревни Клявлино можно узнать из 3 ревизской сказки (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д. 2454, Листы 322-354.)
Краткое изложение 3 ревизской сказки 1762 г деревни Клявлино:
Подана 19 июня 1762 году. Копия
1762 году мая дня Оренбургской губернии Бугульминского ведомства сотни новокрещена Степана Никитина новопоселённой новокрещённой чувашской деревни Клевлиной заводчик Василий Иванов, выборный из мордвы Егор Егоров по силе публикованного в прошлом 1761 году января дня Правительствующего Сената Указу с ведома всех жительствующих людей дали сию сказку о положенных в ней же писанных в прежних своих деревнях по последней 1747 году ревизии в подушном окладе. Из того числа разными случаями убылых и после того вновь рожденных объявляют по самой истине без всякой утайки, а буде впредь в сем обличены явимся, в той повинны будем положенного по указу тяжкого штрафа без всякого милосердия.
А именно:
Сошедшие разных уездов
Синбирского уезду Завальной стороны деревни Елаур в ней в минувшую ревизию написаны, в подушный оклад положены, а ныне же в ревизию описаны Оренбургской губернии Бугульминском ведомстве жительстве находящиеся в новопоселённой новокрещенной чувашской деревне Клевлиной новокрещены из чуваш и мордвы:
Клевле Чюркеев по крещении Василий Иванов.
По прежней ревизии было 12 лет, ныне 29 лет.
У него жена Дарья Терентьева 26 лет, взята в замужество Ставропольского уезду деревни Костюнкиной из чуваш, новокрещена дочь.
На май 1762 г. в деревне Клявлино написано (жили) только 12 семейств из чуваш и 9 семейств из мордвы. Из них 2 семейства чуваш (Клевле Чюркеев и Бикдул Пиктулов) перешли из Синбирского уезда деревни Елаур (Ульяновская область Сенгилеевский район), Исюда Арчедов с семейством деревни Арабусь (Урмарский район Чувашская Республика), Усяйка Янтушев с семейством деревни Шихали (Шигали Канашский район Чувашская Республика), Хветка Саваскин и Хведяйка Саваскин с семействами деревни Старый Тукшум (Шигонский район Самарская область), Бикул Писшняй, Чарабай Чюркин и Сабакай Тевкелев с семействами деревни Сорма Ядринского уезда (Аликовский район Чувашская Республика), Мишка Курмакеш деревни Хурашваш Курмышского уезда (Хоршеваш Красночетайский район Чувашская Республика), Пилзелей Мулендеев деревни Хирпусь Самаравой Арской дороги Казанского уезда (нынешнее местоположение установить не удалось. Деревня Хирпоси есть в Вурнарском районе, но это никак не Арская дорога) и Василий Иванов деревни Асаково Синбирского уезда ( в Майнском районе Ульяновской области есть деревня Аксаково, но вряд ли переселенец был оттуда, т. к. д. Аксаково русская деревня помещика Аксакова).
Мордовские 2 семьи перешли в Клявлино Саранского уезду Завального стана деревни Мураевки, по одному семейству деревень Могиловки и Трукелей, 1 семейство Пензенского уезда деревни Старой Петровки, 1 семейство Инсарского уезда Завального стана деревни Мараевки, 2 семейства того же уезда деревни Верхяс и 1 семейство Казанского уезда деревни Старой Баганы.
Из ревизской сказки следует, что деревня основана чувашами, т. к. заводчик (основатель) Клевле Чюркеев и его именем названа деревня, но в каком году основа деревня, точно не говорится. Ясно только, что на момент проведения 2 ревизии 1747 года заводчик деревни проживал в деревне Елаур Синбирского (Симбирского) уезда Казанской губернии, а на момент проведения 3 ревизии 1762 года деревня Клявлино обозначена как «вновь поселённая новокрещённая сотни Степана Никитина». Запись: «Сотни Степана Никитина» означает, что переселенцы были служивыми чувашами.
Уже 2 марта 1762 г. в Клевлино проводится дополнительная ревизия, где записаны 2 холостых переселенца из Свияжского уезду Тимяшевской волости деревни Подлесный Тениш (Янтиковский район Чувашская Республика).
А 19 июня 1762 г. в Клевлино проводится дополнительная ревизия вновь перешедших. «Сошли Синбирского уезду деревни Артюшкиной (Ульновская область Сенгилеевский район) в коей минувшую ревизию написаны и в подушный оклад положены, а ныне вышеописанные в Оренбургской губернии в Богульминском ведостве жительствуют находящейся новопоселённой деревне Клевлино из чуваш новокрещены:
Шейбулат Шейхурзин по крещении Иван Максимов 28 лет (фамилия Шайбулатов произошла от него?).
Кроме Шейбулата из этой деревни перешли ещё 3 семейства. Ещё по одному семейству перешли из Иртушкиной Тимошкино тож (Ульновская область Барышский район) и из Белого Ключа (Ульяновская область Вешкаймский район. Ныне деревня не существует, находилась на территории Каргинского сельского поселения).
Здесь же интересное семейство Севрикея Екимова по-крещении Семён Маркелов 49 лет. Семейство отличается тем, что у Севрикея 3 жены. У Севрикея жена Матрёна Андреева 45 лет. Дальше: «У Памекея жена Анна Васильева 30 лет». Но Памекей нигде не упоминается, надо понимать «у Севрикея?». Дальше: «У Севрикея третья жена вне вере Овсикея Петрова 40 лет, а ныне живёт у детей своих». Значит, у чувашей до принятия христианства существовало многожёнство?
Следующая дополнительная ревизия в Клевлино проведена 5 октября 1763 г., где записаны 3 семейства из мордвы: «Перешедшие Саранского уезда деревни Усады» и 2 семейства из чуваш: «Перешедшие Синбирского уезда деревни Артюшкиной» и 1 семейство «Перешедшие Синбирского уезда деревни Верхней Тувармы (Ульновская область Вешкаймский район).
Большинство переселенцев в Клевлино обосновались в 1764 г. Ещё один дополнительный учёт по 3 ревизии в Клевлино прошёл 6 марта 1764 г. По этой сказке «… Оренбургской губернии Бугульминского ведомства деревни Клевлиной Черемшанские Вершины тож сказкоподатели Семён Степанов, Пётр Лукьянов объявляем по самой истине без всякой утайки. А в прошлом году оные в сказке не показаны заблудшими, иные на работы, иные ушли на прежнее жительство для платежа подушных денег и с ходатайствованием к выключению из тех мест где они во вторую ревизию показаны были». Сошедшие Синбирского уезду Завального стану Елаурской волости деревни Артюшкиной из чуваш новокрещены в количестве 28 семейств. Жёны глав семейств и их старших сыновей взяты из разных ближайших деревень: Елаура и Вырыстайкино (Сенгилеевский район Ульяновская область),Федькино (Теренгульский район Ульяновская область), Старого Тукшума, Мастрюково, Калмыково (Шигонский район Самарская область), Смолкино (Сызранский район Самарская область). Но есть и жёны, взятые из деревни Таяба Ставропольского уезда (Челно-Вершинский район Самарская область), Турмышы (Янтиковский район Чувашская Республика), Биляр Озера (Нурлатский район Республика Татарстан).
В числе этих переселенцев и Кондратий Андреев по чувашски Тайдак 20 лет (не от него ли пошли Тайдаковы?)
Из этого списка Егор Иванов по-чувашски Севрекей, Илья Андреев по-чувашски Илетка и Амбросий Иванов по-чувашски Оска 24 июля 1764 г. с семействами по их прошению переведены в деревню Каменка Бугульминского ведомства.
Ещё одна сказка от 6 июля 1764 г. Перешедший Синбирского уезду деревни Старой Тувармы из чуваш новокрещен:
Степан Фёдоров по чувашски Спрежекей 35 лет. (Оный Спрежекей в прежнюю ревизию показан заблудшим в разных уездах для работы).
Ещё одно переселение многих семейств произошло в сентябре 1764 г. «1764 году сентября 28 дня по учтённой в Бугульминской земской конторе сего же сентября 28 дня о перешедших Синбирского уезду из деревни Утяшкиной в деревню Ибряйкину что на речке Чекырле (точное местонахождение Ибрякиной установить не удалось. В Похвистневском районе есть Ибряйкино, но на реке Ерыкле. Возможно, раньше река называлась Чекырла?), а из оной в деревню Клевлиной из чуваш новокрещен Яков Яковлев, Данила Герасимов с товарищи сказкоподатель Василий Иванов по чувашски Клевле … Перешедшие Синбирского уезду Елаурской волости из деревни Утяшкиной из служивых татар и чуваш новокрещены». По этой сказке в Клявлино переселились 30 семейств.
Последняя сказка 3 ревизии прошла 30 сентября 1764 г. Перешедшие Синбирского уезду из деревни Иртушкиной из чуваш новокрещен. (Ныне деревня не существует. Продав свою землю «всю без остатка» жители деревни покинули эти места. В 1763 году у жителей этого поселения землю скупил полковник Алексей Петрович Бекетов. На его месте деревня Бекетовка Сенгилеевского района Ульяновской области). В этой сказке написаны 3 семейства, в том числе и Яков Степанов по-чувашски Шеляймат Шайбулатов (а может, от него пошли Шайбулатовы?). Все три семейства: «Оные прошедшую ревизию миновали за отлучкою их в городе Яику по разной жительствованию по семействам для работ и в подушный оклад нигде не положены».
В 1764 году в Клевлино переселилась ещё также мордва, учтённая в сказке от 28 апреля. «…. Оренбургской губернии Богульминского ведомства деревни Клевлиной из мордвы новокрещен сказкоподатель Егор Егоров, выборный Спиридон Савельев объявляем по самой истине без всякой утайки. А в прошлом году оные в сказке не показаны за отлучкою, иные для работ, а другие для ходатайствования о переходе к выключению из прежнего жительства письменного вида и платежа подушных денег …. Перешедшие Пензенского уезду Узинского стану деревни Пиганкиной из мордвы новокрещены». Переселенцев по этой сказке 15 семейств.
Почему же в эти годы происходило «великое переселение народов?». Ответ на этот вопрос становится понятным из объяснительной переселившихся.
«Подано 28 сентября 1764 году.
В Богульминскую земскую контору.
Богульминского ведомства деревни Ибрайкиной что на речке Чекырле из чуваш новокрещен Яков Яковлев, Данил Герасимов, Еремей Иванов с товарищи.
Доношение
Сие тому назад году за два сошли мы именованные с семействами своими Синбирского уезду из деревни Утяшкиной за неимением там пахотной земли, сенных покосов и прочих угодий на жительство Богульминского ведомства в вышеписанную деревню Ибрайкину Чекырлы тож, где и в поданной той деревни от обывателей *** в конторе сказке показаны, а ныне мы с семействами же перешли на жительство в деревню Клевлину, в которой от деревни той обывателей приняты охотно. А в пахотной земле и в сенных покосах никакого недостатка не имеют. Для уверения того приехали с ихней оной деревни сказкоподатель Василий Иванов сын Клевле, а *** оный Яков с семействами сочинившие по вновь начавшейся ревизии сказку при сем прилагаем».
После подавления башкирского восстания 1736-1744 гг и сооружения Оренбургской пограничной линии восточнее второй Закамской оборонительной черты оказались пустыми обширные плодородные земли. На эти пустующие земли и стали переселяться иноверцы Поволжья. К тому же правительство было заинтересовано в податном населении в этих краях для обеспечения продовольствием гарнизонных и ландмилицких полков крепостей Оренбургской пограничной линии.
Это официальная основная версия. Но были и другие причины: уйти от насильственного крещения, спрятаться от непосильных налогов. Пример тому обыватель Атлас Ячендин из 3 ревизской сказки деревни Клевлино, которому по прежней ревизии 1747 г. было 20 лет, пропал «безизвестно в 1752 году». А также ещё 5 семейств: «Из оной же деревни Утяшкиной прописные от минувшей ревизии утаённые за которую в Синбирской православной канцелярии недоимка взыскана».
Крестить иноверцев Поволжья начали с середины XVIII в. В 1740 г. для крещения «иноверцев» была учреждена Новокрещенская контора. Результатом ее деятельности стало массовое крещение поволжских народов в 40-х гг. XVIII в. Крещение переселенцев деревни Клевлино происходило после 1750 г. В перечисленных ревизских сказках у умерших до 1750 г. все имена иноверческие, иногда с добавлением записи «вне вере». Насильственное крещение стало мощным стимулом к переселению. К тому же новокрещен правительство стимулировало к переселению различными льготами.
Но до 70-х годов XIX века крещение чувашей носило формальный характер. Фактически они оставались приверженцами дохристианской веры, чуваши оставались язычниками. По 3 ревизской сказке все переселенцы деревни Клевлиной новокрещены. Но в 5 ревизской сказке (ГКУ РБ Национальный архив РБ, Фонд И-138, Опись 2, Дело 20 и 62. АИПС - Электронный архив, г. Уфа: «Год: 1795 Губерния: Оренбургская; Уезд: Бугульминский;
Примечание: чуваши некрещен.; Клевлиной 145 душ».
«Клевлина д. Год: 1795 Губерния: Оренбургская; Уезд: Бугульминский; мордва новокрещен.; 111 душ».
«Клевлина д. Год 1795: Губерния: Оренбургская; Звания людей состоящих по 5 ревизии с прибылыми по 1799 год. Из чуваш новокрещен мужчин 194, женщин 129».
Продолжилось переселение чувашей дальше на восток в Башкирию: «Исключено в Белебеевский уезд в деревню Кожаеву в 1805 г. 4 души. Выключено в Белебевский уезд в деревню Васильевку Буслюк с 1810 года 18 душ. Из Клевлиной исключено в Белебеевский уезд в деревню Азналы Кармалы с 1810 года 45 душ». Здесь приводятся только переселенцы мужского пола, жёны и дочери не учитывались.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 20
Брат Михаила Андреева Сидор Андреев (1800-18**) – его сын Исай Сидорович (1848-18**) – его сын Андреев Максим Исаевич (18**-19**) – его сын Андреев Григорий Максимович, красноармеец. Дата рождения 1903 г. Место рождения Куйбышевская обл., Клявлинский р-н, Черноключевский с/с, д. Верх. Ключ. Дата и место призыва 17.02.1942 Клявлинский РВК, Куйбышевская обл., Клявлинский р-н, 288 зсп. Выбытие из воинской час...ЕщёОт Шейбулата Шейхурзина в деревне Клявлино «пошла» фамилия Андреевы. Шейбулат Шейхурзин по крещении Иван Максимов (1720-1762) «Сошедший Синбирского уезду Сенгилеевской волости деревни Артюшкиной» в 1762 году в деревню Клевлино Бугульминского ведомства - его сын Емельян Иванов (1750-1802) – его сын Андрей Емельянов (1775-1818) – его сын Михаил Андреев (1799-18**) – его сын Василий Михайлович (1839-18**) – его сын Андреев Самсон Васильевич (18.06.1865-195*) – его сын Андреев Андрей Самсонович (1890-197*) в 1928 г. переехал на жительство во вновь образованную коммуну в п. Верхний Ключ.
Брат Михаила Андреева Сидор Андреев (1800-18**) – его сын Исай Сидорович (1848-18**) – его сын Андреев Максим Исаевич (18**-19**) – его сын Андреев Григорий Максимович, красноармеец. Дата рождения 1903 г. Место рождения Куйбышевская обл., Клявлинский р-н, Черноключевский с/с, д. Верх. Ключ. Дата и место призыва 17.02.1942 Клявлинский РВК, Куйбышевская обл., Клявлинский р-н, 288 зсп. Выбытие из воинской части 21.12.1944. Куда выбыл 41 отд. бр. КВ. Жена Евдокия Леонтьевна в девичестве Мартынова из п. Верхний Ключ.