Путин вводит монополию власти на историю
Владимир Путин 8 мая издал Указ «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области исторического просвещения».
Тот факт, что это одно из первых решений нового президентского срока, говорит о многом.
Содержание документа еще более наглядно показывает серьезность намерений власти установить на историю своего рода собственную монополию. Взять хотя бы самое первое определение – что представляет собой это историческое просвещение. А это «регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний».
Открыто говорится в тексте президентского Указа и о том, для чего вводится госрегулирование: «В целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества».
Т.о., сразу ставится задача использовать процесс обучения истории в образовательных организациях – от детских садов до вузов включительно и соответственно принципы ее преподавания в качестве инструмента контрпропаганды. Такое слово в Указе имеется, хотя встречается оно лишь раз. В основном же говорится о патриотическом воспитании в широком смысле всех нынешних подрастающих поколений.
Если процитировать официальный текст, то это будет звучать так: «Формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине». Согласно Указу, при Президенте создается Межведомственная комиссия по историческому просвещению, это будет «координационный и совещательный орган».
Также отмечается, что по решению Путина исторические вопросы в том или ином смысле могут быть вынесены на обсуждение Совбеза РФ или Госсовета. Правительству и региональным властям прописан немалый перечень обязанностей, прежде всего финансовых, и, условно говоря, общественно-политических в сфере государственного исторического просвещения.
Самому же Указу составители явно постарались придать максимально актуальное звучание. Например, в тексте есть такое обоснование принимаемым на исторической ниве решениям: «В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы». Одно из таковых – это «использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства». Иными словами, идеологическая направленность нового исторического курса для школьников и студентов вполне понятна. Впрочем, в указе образовательная сфера не остается в одиночестве. Культура, искусство, научная и общественная деятельность, гражданский активизм, кинематограф и интернет, включая компьютерные игры, а также работа СМИ – все это теперь будет рассматриваться через призму, а в ряде случаев, вполне возможно, и через прицел этого документа под номером 314. Часть предполагаемых мер там уже упомянута – вроде грантов на достоверные фильмы или правдивые «стрелялки».
Часть мер только анонсирована, при этом среди них есть и несколько пугающие – вроде координации деятельности СМИ в области распространения исторических знаний.
Независимая газета", 08.05.2024, Иван Родин
Нет комментариев