Что делать, если СТЫДНО -- исповедоваться? Если стыдно -- открывать священнику свои грехи? Возникает чувство унижения и страха, как его преодолеть? Неужели, действительно, так необходимо пройти через такое унижение, ради прощения -- своих грехов?
На данный вопрос отвечает протоиерей -- Александр Лебедев:
«Это действительно необходимо, потому что в деле прощения грехов не мы, люди, определяем правила, следовательно, не нам их и отменять. Так установил -- Сам Господь Иисус Христос, что в Церкви есть лица, имеющие от Бога власть -- прощать грехи, лица, через которых Святой Дух непостижимым, таинственным действием ОЧИЩАЕТ душу кающегося -- от грехов.
Однажды, после Своего Воскресения, Христос явился ученикам «Дунул, и говорит им: примите -- Духа Святаго. Кому простите -- грехи, тому -- простятся; на ком оставите, на том -- останутся» (Ин.20,22-23).
Речь идет -- об особом действии, на что СТАЛИ -- способны Апостолы, в силу воздействия Святого Духа, -- Господь им ДАРОВАЛ способность -- ПРОЩЕНИЯ грехов от лица Бога.
Как известно, Апостолы рукоположили -- себе преемников, ПЕРЕДАВ им власть -- ПРОЩАТЬ и оставлять грехи; подобным образом власть эта в Церкви ПЕРЕДАЕТСЯ точно также -- по сию пору, ею обладает все духовенство -- епископы и священники.
Мне, как священнику, поверьте, не составляет удовольствия приобщение к знанию неприглядных сторон жизни людей, их душ. Однако приходится принимать, то положение дел, которое существует.
Стыд на исповеди – Это НОРМАЛЬНО, но его нужно не то, что побороть (если поборешь -- рискуешь стать -- безстыжим), а надо – ПЕРЕЖИТЬ, перетерпеть, и это необходимо, для того, чтобы человек, который СОВЕРШИЛ какой-то грех – так больше – НЕ ПОСТУПАЛ.
Этот стыд за совершенный грех -- нужен и Богу, потому как, если Бог видит, что человеку СТЫДНО за совершенный грех – только тогда Бог видит, что Покаяние у человека – НАСТОЯЩЕЕ, то есть – человек действительно – ПЕРЕЖИВАЕТ за свои грехи.
А если, человек КАЕТСЯ во грехе – но ему НЕ СТЫДНО – это означает одно, что НАСТОЯЩЕГО Покаяния – НЕТ. И тогда – Бог, человека – НЕ ПРОЩАЕТ.
Прежде всего, нужно понимать, Кому мы исповедуем свои грехи -- не священнику – а Богу, который незримо присутствует рядом с нами, и поэтому, и стыдиться нужно - не священника, а Бога.
Потому что – священник, может вас – ПРОСТИТЬ, а Господь видя, что вы – НЕ СТЫДИТЕСЬ грехов, не переживаете за них – вас НЕ ПРОСТИТ!
Чаще всего боятся: «Что подумает обо мне священник? Он, наверное, будет меня -- презирать». Всё это совершенно не важно, ГЛАВНОЕ -- простит ли меня Господь или нет.
Христос говорил, что всё тайное -- станет явным. Щемящий душу страх и стыд берёт при мысли о том, что все греховные наши дела, которые мы привыкли -- скрывать от других, в которых мы сами себе часто -- БОИМСЯ признаться, в будущем на Страшном Божьем Суду СТАНУТ -- ИЗВЕСТНЫ всем. Всем!
Так, что человек, сгорая от стыда во время исповеди, ИЗБЕГАЕТ ещё -- большего Стыда в будущем, когда грехи, изглаженные из души покаянием, Господь не помянет.
Тем же, для кого имеет значение, что ПОДУМАЕТ священник -- о человеке, приносящем исповедь, скажу, что священник – видя настоящую Исповедь – только радуется за человека, что человек НАШЕЛ -- в себе силы и решимость НАЧАТЬ борьбу -- со своими грехами, дурными недостатками характера, с дурными -- привычками.
Если пройти через их очищающее действие, то на смену им приходит – радость и успокоение совести, и примирения с Богом, похожее на чувство возвращения в родной дом, где все тебя любят и ждут, и надежда на НАЧАЛО -- жизни «с чистого листа», и благодарность Богу -- за спадающую с души гору грехов.
К моему великому счастью, это чувство обоюдное: и кающегося, и исповедующегося. Поэтому, я искренне благодарен Богу за то, что Он дал мне эту радость в жизни – принимать исповедь, быть свидетелем возрождения душ – исправления людей.
ПРАВИЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ.
Старец Паисий Святогорец.
Почему иногда мы не совершаем необходимой борьбы для того, чтобы -- исправиться, несмотря на то, что нас обличает совесть? -- Это может случиться и от какого-то -- душевного надлома и жизненных трудностей. Если человек хотел бы жить Духовно, но охвачен -- паникой, унынием и отчаянием -- из-за нашедшего на него сильного Искушения, и потому – НЕ ИМЕЕТ душевных сил бороться с Трудностями. В этом случае ему нужно внутренне упорядочить себя и успокоиться -- с помощью Исповеди.
С помощью Исповеди человек – УСПОКАИВАЕТСЯ – обретает Мир в душе, а главное -- ПОДКРЕПЛЯЕТ свои силы -- Благодатью Божией и снова НАХОДИТ -- Решимость для борьбы с Грехами и Трудностями своей жизни.
Исповедь и причастие Святых Тайн сильно -- ПОМОГАЮТ человеку.
Дают ему – новые СИЛЫ для жизни.
Укрепляют -- его Дух и Силу воли.
А главное – Господь явно начинает помогать человеку. Если же человек не упорядочит себя, то на него может обрушиться и какое-то ещё более сильное Искушение. В результате, находясь в таком скорбном подавленном состоянии, он надламывается -- ещё больше, его душат помыслы, он приходит -- в отчаяние и потом, не может подвизаться совсем.
-- А если то, о чем Вы говорите, происходит часто? Если это происходит часто, то и ПРИВОДИТЬ себя -- в Духовный порядок, ходить на Исповедь -- тоже НАДО Часто. Человек должен честно -- Исповедовать свои Грехи, чтобы снова ПОЛУЧАТЬ -- Решимость, СИЛУ в борьбе с Грехами, с дурными привычками, страстями и трудностями жизни.
-- Геронда, а в чем причина того, что я не чувствую необходимости в Исповеди? -- Может быть, ты не следишь за собой? Ведь исповедь -- это Таинство. Ходи на Исповедь и просто говори духовнику о своих грехах. Ты что, думаешь - у тебя мало грехов? Разве у тебя нет упрямства? А эгоизма? Никого не осуждаешь? Думаешь, я, когда прихожу на Исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: "Согрешил гневом, осуждением...", и духовник читает надо мной разрешительную молитву.
Однако маленькие Грешки тоже имеют -- свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на Исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: "Песочек, сынок, песочек!" Маленькие грешки собираются -- в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень.
Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется. А у тебя -- множество МАЛЫХ грешков, поэтому ты их и НЕ ЗАМЕЧАЕШЬ и Забываешь про них и в этом -- большая Опасность.
Кроме того, старайся во время Исповеди быть -- конкретной. На Исповеди не достаточно только назвать свои Грехи, к примеру, "Я завидую, гневаюсь" и тому подобное, нужно по исповедовать и свои -- Конкретные падения для того, чтобы получить – помощь от Бога.
А уж, если ты исповедуешься -- в Тяжёлом прегрешении, в таком, например, как Лукавство, то должна подробно -- ПРИЗНАТЬСЯ и в том, что ты думала, совершая этот Грех, и в том, каковы были твои -- конкретные намерения и действия. Не совершая такой конкретной Исповеди, ты смеёшься над Христом.
Если человек НЕ ИСПОВЕДУЕТ -- духовнику истины, НЕ ОТКРЫВАЕТ ему -- своего Греха, для того, чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно -- ПОВРЕЖДАЕТСЯ, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая болезнь от врача.
Но, если человек показывает себя духовнику таким, каков он есть на самом деле, то тогда духовник может -- понять человека и помочь ему.
Кроме этого, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, то он ДОЛЖЕН сперва пойти -- к обиженному им, смиренно ПОПРОСИТЬ -- у него прощения, помириться с ним, а затем, ему НАДО по исповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом -- приходит Благодать Божия.
Если же человек по исповедует такой грех духовнику -- НЕ ПОПРОСИВ предварительно прощения у того, кого он ОБИДЕЛ и, то его душе -- НЕВОЗМОЖНО прийти в Мирное устроение, потому, что Согрешивший человек в этом случае – НЕ СМИРЯЕТСЯ.
Исключением является случай, когда обиженный человек умер или же его -- невозможно разыскать, потому, что он сменил -- место жительства, или он сам – не желает встречи, или нельзя попросить прощения хотя бы в письме. Но, если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог, видя это Доброе расположение -- ПРОЩАЕТ этого человека.
-- Геронда, а если мы попросили прощения у человека, обиженного нами, а он нас -- не прощает и не хочет прощать? -- В этом случае будем молиться, чтобы Бог -- УМЯГЧИЛ его сердце. Однако Бог может -- не умягчать сердце этого человека и по той причине, что, если он нас простит -- то тогда, мы можем ЛЕГКО впасть -- снова в тот же самый грех.
То есть, Бог -- не позволяет человеку нас простить и только потому, что мы – НЕ ОСОЗНАЛИ своё Плохое поведение и отношение к этому человеку, мы, по прежнему внутри – ПЛОХО относимся и можем ещё и ещё раз обидеть человека. Мы – сами ВИНОВНЫ в этом, возможно мы – ГОРДЫ, Эгоистичны и Грубы, и пока НЕ ИСПРАВИМСЯ – мы так и будем продолжать обижать людей своим дурным поведением.
-- Геронда, а допустимо ли, совершив какой-то Тяжелый грех, исповедовать его не сразу? -- А зачем, оставлять его на потом? Для того, чтобы он прокис? Ведь, чем дольше ты не выбрасываешь какую-нибудь тухлятину, тем -- больше она тухнет. Зачем, ждать два-три месяца, а потом, идти исповедоваться в тяжелом грехе? Надо идти -- как можно БЫСТРЕЕ.
Если мы имеем открытую рану, разве надо ждать, пока пройдет месяц, и только, потом ее лечить? Нет. В таком случае не надо ждать, когда у духовника будет больше времени уделить нам внимание. Надо, тут же бежать к духовнику, кратко -- исповедовать ему совершенный грех, а потом, когда у духовника будет больше времени, можно пойти к нему, чтобы побеседовать или получить духовное наставление.
Для того, чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает своё состояние в двух словах. Однако, если внутри у человека сумбур и он – НЕ ВИДИТ всех своих грехов, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своём состоянии.
Апостол Петр -- близкий ученик Иисуса Христа, так говорил: -- «Ибо, если человек ИЗБАВИВШИСЬ и избежав -- скверн мира -- злобы, ненависти и жестокости, блуда и разврата, лжи и обмана, пьянства и воровства, жадности и гордыни, -- через ПОЗНАНИЕ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Заповедей и РАСКАЯВШИСЬ -- во грехах своих.
Опять, снова НАЧИНАЕТ -- ГРЕШИТЬ, запутываются в них, и побеждается снова Грехами, то последнее бывает для таковых -- ХУЖЕ первого.
Лучше бы таким НЕВЕРНЫМ людям – НЕ УЗНАВАТЬ пути Правды Божией, нежели, познав, -- ВОЗВРАТИТЬСЯ назад ко Греховной жизни -- от Преданной ими Святой Заповеди. Но с ними случается по верной пословице:
-- Пёс возвращается -- на свою Блевотину, и Вымытая свинья -- СНОВА идёт -- ВАЛЯТЬСЯ в грязи». (2. Петра. 2 – 20, 22.)
«И если праведник ЕДВА Спасается, -- то нечестивый и грешный, где явится?»
«Ибо, если Бог Ангелов согрешивших – НЕ ПОЩАДИЛ, но, связав их узами адского мрака, предал блюсти на свой -- Страшный Суд для наказания, и если – НЕ ПОЩАДИЛ первого мира, но в восьми душах -- сохранил семейство Ноя, проповедника Правды Божией, когда навел Потоп на весь мир нечестивых и грешных людей.
То какая же страшная участь ЖДЁТ -- всех грешных и нечестивых людей, не желающих -- ПРИЗНАВАТЬ и исполнять -- Закон и Волю Божию, каяться в грехах своих, НЕ ЖЕЛАЮЩИХ -- Повиноваться Господу Богу.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ -- О ПОКАЯНИИ.
Старец Гавриил говорил, что Грех ВЕДЁТ -- к Безверию.
В частности, он сказал: "Любой человек склоняется -- ко Злу и Греху, но, если замедлит, ОСТАЛСЯ -- во Грехе, то тогда, человек -- подвигнется на большее Зло, и тем ЗАГЛУШИТ -- свою Совесть, дабы усомниться -- в Заповедях Божиих и разувериться в их правильности, и, наконец, он приходит -- к Неверию и ОТЧУЖДАЕТСЯ -- от Церкви и её спасительных Таинств, ПРЕЖДЕ всего, отказывается -- от Покаяния и исповеди".
Старец Иоиль говорил. "Нет большого или малого греха. Малый или большой грех – всегда -- есть Грех – НАРУШЕНИЕ Заповеди Божией – Непослушание Богу.
Маленькие грехи нам -- ДЕЛАЮТ больше зла, чем один -- большой Грех, потому что маленькие грехи проходят -- Незамеченными, и потому мы – НЕ СТАРАЕМСЯ их исправить и они – КОПЯТСЯ и сильно ВРЕДЯТ нам. Великий грех предо мною есть выну (Пс. 50; 4). Как, к примеру, плющ на дереве. Его нужно уничтожить, если мы не желаем, чтобы дерево засохло. Но маленькими паразитическими растениями на стволе -- мы пренебрегаем".
Старец Иаков убеждал христиан приступать к Таинству покаяния -- РЕШИТЕЛЬНО, без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь.
Сумели нагрешить – имейте Смелость и исповедовать эти Грехи! Что бы вы ни сделали, -- даже самый большой Грех, -- духовник ИМЕЕТ -- власть от самого Владыки Христа и апостолов -- ПРОЩАТЬ вас, накрыв своей епитрахилью».
Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: "Брате, забудь свои Грехи, наш Христос их вычеркнул -- из Книги Жизни".
Святой Анфим с о. Хиос советовал своим монахиням: "Будем прибегать к Исповеди не с оправданиями, да бы убедить духовника в том, что мы не виновны или в том, что другой нас подтолкнул на грех. Но будем бежать с Покаянием, с сокрушением, со смирением. Каждый раз, когда падаем, да прибегаем -- к Исповеди".
Достойны упоминания и следующие слова старца Порфирия: "Исповедь для человека - это способ ПРИЙТИ -- к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви". "Меланхолик возится и занимается только самим собою. Грешник, который кается и исповедуется, ПЕРЕСТАЕТ -- пребывать в себе. Вот то великое, что имеет наша вера: исповедник, духовник.
Не возвращайся к тому, что -- Исповедовал духовнику и в чём -- ПОЛУЧИЛ Прощение. Временами надо устраивать – ГЕНЕРАЛЬНУЮ подробную Исповедь, потому что различные психологические травмы и разные грехи -- СОЗДАЮТ в нас Телесные немощи.
На Исповеди будем говорить не только свои грехи, но и различные -- ПОМЫСЛЫ: к примеру, -- ПОМЫСЛЫ страха, скорби, радости, огорчения, которые вызваны разными событиями: землетрясением, смертью, свадьбой, маловерием и т.п.
Старец Иаков советовал: "Верующий – НЕ ДОЛЖЕН рассказывать другим -- ни о своей Исповеди, ни о своей жизни и своём Духовном подвиге.
Всё да будет -- в ТАЙНЕ и с совета духовника". Тогда и бесы – мешать не будут.
Если не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по крайней мере – постараемся приносить искреннее и смиренное -- РАСКАЯНИЕ в своих Ошибках и Согрешениях с посильным -- Исправлением, чтобы на Страшном Суде – НЕ ОКАЗАТЬСЯ в числе НЕРАСКАЯННЫХ грешников.
О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ.
О необходимости изучения Евангелия старец Иероним говорил: "В совершенно закрытом доме темно. Если откроешь окно, то увидишь самые большие вещи. Если откроешь больше и проникнет свет, то увидишь вещи и помельче. Когда же прольется внутрь солнечный свет, то увидишь и пыль, висящую в воздухе. То же бывает и в душе, которая Принимает -- СВЕТ Евангелия. Она видит и мельчайшие Грехи".
Старец Порфирий, обращаясь к своему посетителю, сказал: "Читай очень много Евангелие и Поучения святых отцов, чтобы Бог -- ПРОСВЕТИЛ твой ум.
Тот же старец часто использовал и следующий образ: "Вот ты находишься в темной комнате и машешь руками, чтобы прогнать тьму, которая, естественно, не уходит. Но если ты откроешь окно и внутрь ворвется свет, то тьма -- исчезнет. То же самое и с поучением.
Священное Писание, жития святых и Святые Отцы -- это Божественный СВЕТ, который ПРОГОНЯЕТ -- душевную Тьму, прогоняет уныние и лень».
Старец Амфилохий убеждал: «Дайте своим душам с простотою принять то богатство, которое предлагают святые писания Отцов нашей Церкви и постарайтесь сохранить его добродетелью смирения. Когда вашему учению будет сопутствовать святой страх, тогда вы почувствуете Божественную благодать».
Духовная польза не приходит от изучения Евангелия. Старец Евсевий говорил: "Человеку сколько бы он ни знал, -- НЕ ПОМОГАЮТ его знания, если -- не посетит его Благодать Святого Духа. Человек похож на дом, который, если закрыт, -- Безполезен. Нужен ключ.
Так и ум человеческий, если -- не будет отперт Благодатью, то НЕ ПРИНОСИТ -- пользы человеку. Один преподаватель университета мне говорил, что, изучая различные творения философов, он понимал их. Но, изучая Евангелие он ПОНИМАЕТ – только СЛОВА, а не глубинный -- смысл».
Вот почему, все католики, протестанты и прочие Сектанты – Еретики, хоть и читают много Новый Завет и Евангелие – ничего в этом – НЕ ПОНИМАЮТ.
А если бы действительно – ПОНЯЛИ настоящий СМЫСЛ Евангелия – то давно бы уже – ПЕРЕШЛИ в Православие.
В наше время выходит очень много книг, и поэтому нужно большое внимание в выборе. Относительно этого старец Иоиль давал такие советы: "Надо быть очень внимательными в выборе читаемых нами книг, ибо время дорого, и НЕ НУЖНО его тратить -- на чтение серых и безполезных книг. Книгу, которая не стоит того, чтобы прочитать -- её второй и третий раз, НЕ НУЖНО -- читать ни разу".
Относительно чтения различных книг старец Порфирий разъяснял: «Плохая книга -- причиняет тебе Зло. Хорошая книга приносит -- тебе Пользу». О неспособности некоторых запоминать то, что читают, он добавлял: «Знайте, что все откладывается -- в вашей памяти, и в нужный момент Христос это нам открывает».
В другой раз он убеждал людей читать Евангелие, «В котором заключены сокровища, и которое разрешает -- все проблемы. Это философия Откровения. Здесь истины Божии, -- так, как они были выражены изначала. Нет других истин, новых, несмотря на то, что мир прогрессирует и с помощью науки люди летают к звездам».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 66