Сабантуи не помню, наверное, малА была, а вот когда поднимались на гору с отцом на мотоцикле Урал, я почему-то всегда переживала, что можем покатиться назад, отец всегда газку прибавлял.Ездили с дачи на Серебряных ключах по этой дороге.
Там выше и дальше рос орешник в большом количестве. Осенью весь Сергач там пасся, собирая орехи на зиму. В этом орешнике и организовывали Сабантуй. Далековато от Станции туда было добираться, но молодые были. Ноги быстрые. С сел на машинах подвозили. Праздновали шумно, от души и изо всех сил. Некоторые прямо под орешинами и отдыхали. Назад по домам было труднее возвращаться, зато впечатления живы по сей день. Спасибо татарам. Хороший праздник.
Я тоже не помню сабантуй в Сергаче. А вот в последние выходные июня на Диковой поляне проводилась ярмарка. Там строились навесы, где продавались разные товары. Приезжали не только городские магазины, но и из разных поселений. И даже мороженым там торговали в бумажных стаканчиках. Накладывали ложкой. Там и орешник кругом рос.)
Я помню свое участие в Сабантуях в середине 60-х. Для меня это было дополнение к «Городине». Уже, не помню, но кажется не каждый год там организовывали «Сабантуй». Вот, как мужики по столбу за сапогами лазили, это запомнилось. Ну, и отдых под орешиной тоже. Торговля там была как на ярмарке. Продавали всего много и всем. Иногда это было и не Ситро, а я с раннего детства пиво очень любил. В те времена в Сергаче с пивом были перебои. Другими словами, оно продавалось только в станционном ресторане и по праздникам. Не все туда (в ресторан) отваживались часто заглядывать. Правда, каждый раз, когда бочковое пиво появлялось в деповской столовой, это и был праздник у мужиков. Весть о его прибытии из Горького быстро разносилась по поселку. В движение в нужном направлении моментально приводились все, включая нас на тот момент малолеток-любителей. В помещение зала столовой набивалось столько народа, что любая Первомайская демонстрация выглядит безлюдной. В столовой в то время не далеко от входн...ЕщёЯ помню свое участие в Сабантуях в середине 60-х. Для меня это было дополнение к «Городине». Уже, не помню, но кажется не каждый год там организовывали «Сабантуй». Вот, как мужики по столбу за сапогами лазили, это запомнилось. Ну, и отдых под орешиной тоже. Торговля там была как на ярмарке. Продавали всего много и всем. Иногда это было и не Ситро, а я с раннего детства пиво очень любил. В те времена в Сергаче с пивом были перебои. Другими словами, оно продавалось только в станционном ресторане и по праздникам. Не все туда (в ресторан) отваживались часто заглядывать. Правда, каждый раз, когда бочковое пиво появлялось в деповской столовой, это и был праздник у мужиков. Весть о его прибытии из Горького быстро разносилась по поселку. В движение в нужном направлении моментально приводились все, включая нас на тот момент малолеток-любителей. В помещение зала столовой набивалось столько народа, что любая Первомайская демонстрация выглядит безлюдной. В столовой в то время не далеко от входных дверей была барная стойка во главе с буфетчицей. Возле нее и выкатывали мужики-добровольцы бочки из подсобного помещения. Буфетчица властным голосом просила присутствующих мощно выдохнуть и дружно отойти от стойки на несколько шагов, заодно создать какую-нибудь приличную очередь. Добровольцы-мужики привилегированно выстраивались вблизи от буфетчицы и бочек в позах и пламенными взорами охранников Смольного, прикрывая их своим телом для соблюдения порядка и безопасности. Дальше начиналось действо. Буфетчица откуда-то из под прилавка доставала кран на длинной трубе и со «штопором» на одном конце. Она некоторое время топталась возле выбранной бочки, и держа это устройство вертикально, как штангист на ринге перед взятием очередного рекорда. Потом, как китобой на охоте вонзала этот штопор точно в деревянную пробку бочки. Пробка со звуком влетала внутрь бочки, а на ее место моментально входил этот штопор. Так это ловко у нее получалось, что пиво не выплескивалось, а только немного шипело на стыке. Надо сказать, что буфетчица была в теле и обладала необходимой силой и навыками. Тем не менее, некоторые нетерпеливые услужливые мужики ей предлагали свои услуги в открытии бочки, но были решительно отвергнуты. Напрасный риск ей бы не простили. В этой штуковине по розливу пива, не то что сейчас, когда есть только крантик: открыл и наливай. У той штуковины был встроен еще и ручной насос с длинным рычагом. Его буфетчица в чужие руки тоже не давала. Сама качала. Какие же мощные женщины жили в Сергаче в то время. Но нам тогда было не до разглядывания женщин. Когда бочка и буфетчица были готовы напоить мужиков влагой, к бочке первыми приглашались Добровольцы-помощники. Остальная масса жадно и молча глядела как пенится пиво по их кружкам. Когда наконец раздавался клич буфетчицы: кто первый по очереди, то вся толпа дружно набирала воздух и на вздохе одновременно со всех сторон начинала двигаться к крану. Тут оказывалось, что на всех кружек не хватает, а со своей посудой пришли не все. Начинались выкрики: у кого есть пустые кружки. Некоторые пришли с битонами и стеклянными банками. Это уже отдельная очередь. Можно долго описывать как все бурлило возле бочки, но ко времени открытия второй бочки ажиотаж обычно проходил. Страсти топились в пене и журчали в отяжелевших животах. Тогда можно было даже присесть со своей кружкой в зале столовой. Мы отдавали свои зажатые в кулаках монетки буфетчице и получали свою порцию. Приходила Нирвана. К сожалению, пиво раньше было натуральным и даже полезным для здоровья, но оно хранилось в этих бочках не более недели, а в откупоренной бочке вообще всего три дня. Праздник в столовой быстро заканчивался. Горький же не часто баловал своим вниманием.
А пиво в то время до середины 70-х было лысковское, если свежее, то очень вкусное! В обеденный перерыв деповские работники, выстраиваясь в приличную очередь, с шумом и гамом расхватывали налитое в кружки пиво.
Мы , Валечка, с тобой в середине 60 были еще малы, и на Сабантуй не бегали, а вот ярмарку на Диковой поляне я уже хорошо запомнила, ходила уже туда с родителями за вкусняшками, и помню там компании сидели в кустиках и попивали и пивко . и винцо, и водочка тоже была, люди что то праздновали, может быть Троицу? Но народу всегда было полно, везде стояли очереди...
Спасибо за такой снимок.Всегда с большим удовольствием смотрю всё ,что касается г.Сергача.А здесь родная улица.Только сильно сжалось сердце,невольно потекли слёзы,вместо родного дома,где прошло детство и юность стоит большой рекламный щит.Очень больно.
Согласен с вами. Это и меня беспокоит, что бездумно разрушают исторический центр города. Вокруг столько свободного места для строительства, а новые толстосумы и не честная на руку и недалекая в мыслях Администрация делает одну ошибку за другой. Город должен быть узнаваем на ландшафтных фотографиях в веках, передавая свою историю и культурную связь новым поколениям. Любое старое помещение можно отреставрировать и прибыльно использовать для украшения города. Посмотрите, например, что за "шалманы" построили на площади возле Станции. Ни вкуса, ни культуры, на архитектуры в стиле задумок Щюсева.
Ребята, сабантуй в Сергаче никогда не праздновали,а вот ярморки на поляне были грандиозные Сельпо приезжали со всей округи, чего там только не было Народ гулял вовсю под каждым кустом сидела компания А сабантуй праздновали в Кочко- Пожарках это татарский праздник,а Кочко- Пожарки это было татарское поселение не знаю как сейчас я уехала из Сергача в 1967 году,но всегда с большим трепетом отношушь ко всему, что касается моей малой родины
Может быть вы и правы. Были только отдельные случаи, когда Власти совмещали Сабантуй с Ярмаркой. Я уже не помню весь ход событий. Может быть, татары, как более инициативные, изначально организовали Сабантуй на горе, а потом уже Власти переделали этот праздник в Ярмарку. Одно время на базаре в городе устраивали ярморочные дни. Каждый год время продвигало что-то новое и забывало старое. До хрущевских очередных преобразований в частном секторе, когда запретили или сильно ограничили частное хозяйство, селяне все имели свое. В мгазины ходили только за хлебом, соленой рыбой и сладостями. У нас была корова. Я еще помню как масло сбивал в банке. Это сложно назвать сбиванием, мал еще был, так болтал ложкой в сливках. Зато какие были сливки, какое масло. Потом корову продали, а масло вынуждены были покупать на базаре. Оно почему-то продавалось, как мои называли, "култышками". Это изделие имело форму продолговатого бейсбольного мяча толстого по середине и уменьшающегося к концам. Все ма...ЕщёМожет быть вы и правы. Были только отдельные случаи, когда Власти совмещали Сабантуй с Ярмаркой. Я уже не помню весь ход событий. Может быть, татары, как более инициативные, изначально организовали Сабантуй на горе, а потом уже Власти переделали этот праздник в Ярмарку. Одно время на базаре в городе устраивали ярморочные дни. Каждый год время продвигало что-то новое и забывало старое. До хрущевских очередных преобразований в частном секторе, когда запретили или сильно ограничили частное хозяйство, селяне все имели свое. В мгазины ходили только за хлебом, соленой рыбой и сладостями. У нас была корова. Я еще помню как масло сбивал в банке. Это сложно назвать сбиванием, мал еще был, так болтал ложкой в сливках. Зато какие были сливки, какое масло. Потом корову продали, а масло вынуждены были покупать на базаре. Оно почему-то продавалось, как мои называли, "култышками". Это изделие имело форму продолговатого бейсбольного мяча толстого по середине и уменьшающегося к концам. Все масло на базаре продавалось в таком виде. В сергаческих магазинах тоже всегда было масло. Оно глыбой квадратной формы возывшалось на прилавках и прикрывалось специальной бумагой. При необходимости от него большим широким ножом отрезались квадратные кусочки, кому сколько, и упаковывались в эту, называемую пергаментной бумагу. Остальные покупки обычно упаковывались в серую и грубую бумагу, которая листами тут же лежала возле прилавка. В Сергаче был свой молочный завод и масломолочная база. Проблем с молочными продуктами не было. Однако, селяне спешили на базар по воскресеньям и покупали молочные продукты там. Какая была сметана с базара! Помню, ряженку развозили на телегах по домам. Считалось, что ряженку нельзя трясти. Вкус теряется. Даже автомобили не использовали для ее перевозки. Только в телегах возили тихой поступью. Ряженку продавали не в бутылках, а большими объемами. У нас для этого были припасены подменные 11-и литровые эмалированные ведра. Ведро берешь, пустое ведро сдаешь. Привозили раз в неделю. Когда сейчас я вспоминаю коричневую пенку на поверхности того ведра в три пальца толщиной, то страшно становится, сколько же мы тогда полезных калорий потребляли. Какие шоколадки-мармеладки: все вкусное до рези в глазах от удовольствия и натуральное. Всю неделю ряженку держали в прохладе в подполе и передически осторожно черпали ее из ведра большой ложкой или половником. Ряженка "отваливалась" большими плотными кусками. Если ее нечаянно расшевелить, то образовывалась жидкость, ряженка, как говорили, "отсикивалась". Это приводило к убыстрению ее порчи. Холодильников не было. Прохлада в домах тоже была натуральной. Зато люди не знали ни аллергии, не слишали ни о лактозе или о глютене.
Хочу немного добавить о квасе. Квас в отличии от пива на праздниках не продавался. Действительно, а зачем? Почти в каждой семье в сенях в прохладе стояли ведра с квасом. Ведер обычно стояло не менше двух. В одном ведре квас еще зрел, а из другого его переодически тянули большими алюминиевыми или облитыми железными крудками. Квас был светлый, соломенного цвета с еле заметной пенкой. А делали его из сероно хлеба. Кирпичики этого хлеба сначала резали на кусочки, потом сушили в печке и только потом применяли для производства кваса. Закваску делали из черного кислого хлеба. У кого были такие возможности, то ее брали на местной пекарне. Потом осадок в ведрах не выливали, а снова использовали в новом процессе производства. Квас получался игристым, чуть-чуть сладковатым с мелкими пузырьками внутри. При потреблении "залпом" даже отдавал немного в нос. В жаркий день останавливал в количестве его потребления только объем собственного живота и ожидаемый выговор близких, что кто-то опять ...ЕщёХочу немного добавить о квасе. Квас в отличии от пива на праздниках не продавался. Действительно, а зачем? Почти в каждой семье в сенях в прохладе стояли ведра с квасом. Ведер обычно стояло не менше двух. В одном ведре квас еще зрел, а из другого его переодически тянули большими алюминиевыми или облитыми железными крудками. Квас был светлый, соломенного цвета с еле заметной пенкой. А делали его из сероно хлеба. Кирпичики этого хлеба сначала резали на кусочки, потом сушили в печке и только потом применяли для производства кваса. Закваску делали из черного кислого хлеба. У кого были такие возможности, то ее брали на местной пекарне. Потом осадок в ведрах не выливали, а снова использовали в новом процессе производства. Квас получался игристым, чуть-чуть сладковатым с мелкими пузырьками внутри. При потреблении "залпом" даже отдавал немного в нос. В жаркий день останавливал в количестве его потребления только объем собственного живота и ожидаемый выговор близких, что кто-то опять весь квас выпил. Меня потом всегда занимал вопрос: почему в городах он продавался темно коричневым, а в Сергаче он был светлым? Технология в Сергаче была лучше. В некоторых семьях на скамьях в сенях стоял другой "квас". Этот напиток тоже был довольно распространен. Делали его из дрожжей и сахара. Хлеб тоже добавляли. Тогда в Сергаче еще сахарный завод не был построен. Сахар "давали" по спискам в разных ОРСах и КООперациях. Покупали "головками" или мешками. Делали из наволочек мешки и с ними шли отовариваться. Кусковой же сахар брали в сумки и сумками. Не часто выдавалась такая возможность. Расход же летом был большой. Хозяйки варенье варили, пироги пекли. Брали на отоварке все и сразу. Где брали инградиенты и весь рецепт приготовления этого кваса мне не запомнились. Мне больше нравилась сама дегустация напитка. Особенно если ты ходишь по домам друзей, а тебе везде для начала предлагают отведать собственного кваску. Отказываться было не принято, а ощущение какой же ты квас выпил приходило позже, но неизбежно. Различия озвучивались, как ядреный и не очень. Как же тяжело было возвращаться домой под жарким сергаческим солнцем после таких посиделок. Причем, этот квас тогда считался у селян тоже детским напитком, типа Лимонада. Также приятно в нос отдавал газовыми пузырьками. Есть что вспомнить. Это сейчас тянутся к виски, джину... Тьфу. Натуральный квас куда лучше.
Валентина, был я в позапрошлом году в Кочко-Пожарках. Красивое место. Еще красивее от туда смотрятся Сергаческие холмы. Был там проездом из Андросова. Домик дедушки Ленина я в Андросове не нашел, а татарское поселение мне понравилось. Все чисто, ухожено. Красивая мечеть возвышается. А въездные ворота просто блеск. Любят и берегут татары свое поселение. Может, твердость в религии этому способствует. Сабантуй же устраивали в Сергаче. Может быть это были единичные попытки. В России так все быстро меняется. Сплошной волюнтаризм. Вероотступники все. Будите и дальше так себя вести, будет все как в Европе - сплошная педерастия. Берегите место где жили ваши предки, где живете сами и думайте что оставите потомкам. Остальное не в нашей власти.
Комментарии 65