ТЫШКЕВИЧИ — ИЗ ИСТОРИИ ОДНОГО РОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ПАМЯТНИКОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ И 210-ЛЕТИЮ УЧЁНОГО ЭТНОГРАФА ЕВСТАФИЯ ТЫШКЕВИЧА.
Тышкевичи (польск. Tyszkiewiczowie, белор. Тышкевічы, лит. Tiškevičiai) — дворянский род Великого княжества Литовского, Польши, и Украины, принявший фамилию от имени своего родоначальника Тышки (Тимофея), сына боярина киевского Каленика Мышкевича (сына Мышки), жившего в первой половине XV века.
Из шляхетского рода Тышкевичей происходит множество интереснейших исторических деятелей это и Смоленский воевода Василий Тышкевич, живший в 1492-1571 года и являвшийся послом Великого княжества Литовского в Москву, когда Смоленск являлся частью Великого княжества Литовского.
Это и магнат и политический деятель Речи Посполитой и владелец городов Логойска и Бердичева Януш Тышкевич-Логойский, основавший крупный католический кармелитский монастырь в Бердичеве в Украине.
Это и Ежи Тышкевич (1596, Виштынец — 7 января 1656, Домново) — религиозный и государственный деятель Великого княжества Литовского, каноник краковский и виленский, епископ жемайтский (1634—1649) и виленский (1649—1656). Один из образованнейших людей своего времени. Учился в иезуитских академиях в Вильне, Люблине , Познани и Кракове. В 1637 году он основал город Жамойтская Голгофа (находящуюся в данный момент на территории Республики Литва), основал там доминиканский монастырь . В 1632 году освятил доминиканскую церковь в Сейнах (Современная Литва).
Это и Михаил Станиславович Тышкевич (1857—1930) — польско - украинский граф, дипломат Украинской Народной Республики , публицист, художник и меценат. В 1910, 1911 и 1927 годах он был номинирован на Нобелевскую премию мира
Это и многие другие.
Представители рода Тышкевичей живут и в наши, так например польская актриса Беата Тышкевич сыгравшая главные роли во множестве исторических фильмах в том числе и российских («Ставка больше, чем жизнь», «Дворянское гнездо», «Прекрасная незнакомка», «В августе 44-го…», «Линия Марты») относится к их числу.
Тышкевичи обладали обширными земельными владениями на территории современных Литвы и Беларуси. Сохранились их городские резиденции, большей частью выдержанные в стиле классицизма, в Варшаве, Кракове и Вильне. Загородные дворцы были возведены Тышкевичами в Логойске, Паланге, Лентварисе, Тракае, Биржае, Раудондварисе, Рудне Минской области, а также в небольшом поселке Жарковщина Гродненской области.
Центром семейного майората (владения) Тышкевичей являлся город Логойск. Форма управления имуществом в Великом Княжестве Литовском называлась ординцация, которая заключалась в том, что земельные владения того или иного магната (т. н. ордината) после смерти владельца переходили к старшему сыну как неделимое и неотчуждаемое имущество. Усадьбы в составе ординации нельзя было ни продать, ни заложить.
В пределах своей ординации глава семейства был полновластным хозяином и обладал чуть ли не суверенными правами, немногим уступая по степени самостоятельности князьям Великого княжества Литовского. На этой территории магнаты строили не только усадьбы, но и целые города (как, например, Замосць в ординации Яна Замойского).
Первая ординация была утверждена в 1470 году: семейству Ярославских передавался в вечное владение город Ярослав в Галиции. В 1579 году основаны ординации Несвиж, Олыка, Давид-Городок и Клецк князей Радзивиллов, утверждённые королём Стефаном Баторием в 1586 году и постановлениями сеймов в 1589 и 1786 годах.
В рамках Международного дня Памятников и исторических мест и в связи с юбилеем 210 летия Евстафий Тышкевича — основателя Виленской археологической комиссии (Виленского музея древностей) рассмотрим семью из трёх человек два брата Евстафий и Константин и их отец Пий Тышкевичи, ставших одними из основоположниками беларусской этнографии.
Пий Тышкевич (1756, Вильно — 6 июня 1858, Логойск) — беларусский магнат, почётный член Виленской археологической комиссии, предводитель шляхты Борисовского уезда (1814—1820).
Пий Тышкевич получил хорошее домашнее образование, затем учился в Минске. В 1794 году принимал участие в польском восстании под предводительством Тадеуша Костюшко против империалистической политики имперской России.
Помимо экономических забот об Борисовском уезде, много сделал для приумножения культурного наследия Логойска: писал семейную летопись, пополнял картинную галерею и библиотеку, играл на скрипке и флейте, организовывал камерные и сольные концерты. По свидетельствам современников, в тогдашней галерее Лагойска находилось более 200 картин итальянской живописи, большая коллекция этрусских ваз, более 1000 медалей и монет, множество старинных рукописей и карт, старинные кресты, кольчуги, щиты, мечи, копья, бердыши, коллекция льняных изделий фабрики «Логой» . В 1856 г. в возрасте 42 лет Пий Тышкевич был избран почетным членом Виленской археологической комиссии в знак признания его заслуг в науке.
Его сын Евстафий Тышкевич (18 апреля 1814, Лагойск - 8 сентября 1873) стал белорусским археологом, историком, этнографом, краеведом, музейщиком, один из основоположников белорусской научной археологии. Почетный член Санкт-Петербургской Академии наук, член Датского общества северных древностей, Стокгольмской королевской академии изящных искусств и древностей, Лондонского археологического института.
С 1824 года Евстафий Тышкевич сначала учился в Виленской гимназии под руководством университетских профессоров Я. Вашкевича и К. Осмаловского, а в 1831 году закончил уже Минскую гимназию. Затем почти 2 года учился самостоятельно, «набираясь» знаний в петербургских библиотеках.
Несмотря на то, что с 1833 года Евстафий Тышкевич успел поработать в Виленской, Харьковской, Минской управах, главным его занятием была наука. С 1837 года каждое лето Евстафий исследовал курганы в Логойском районе, Друцке, Лиде, Креве, Мире, Гальшанах и других.
Совместно с отцом и братом Евстафий брали в руки лопаты и с помощью окрестных крестьян раскапывали древние курганы. Иногда, переодевшись в простую крестьянскую одежду, они ходили в деревенские дома, чтобы послушать и записать народные песни, легенды, предания, задушевные разговоры крестьян о своей повседневной жизни, поучаствовать в обрядах. Увлеченный тайнами древнего мира, Евстафий Тышкевич решил досконально разобраться в типах исторических памятников на родной земле и выяснить, имеют ли они закономерность и связь с культурой племен, некогда живших на территории Беларуси
Как и большинство археологов, свои исследования он начал с курганов . Их раскопки первоначально проводились траншейным методом. Но он быстро убедился в бесперспективности такого метода и стал использовать перекрестный метод исследования. Его ранние публикации носили в основном описательный характер. Приобретенный позднее опыт придал уверенности в анализе выводов и оценок. По самым, казалось бы, незначительным деталям погребального обряда он определил время появления памятника, а по находкам в погребениях дал характеристику древней эпохи.
Анализируя погребальный обряд славян и их соседей ( литовцев и латышей ), он пришел к выводу об их близости (кремация, сходство инвентаря и его местонахождения). Эти выводы, подкрепленные более поздними археологическими исследованиями, до сих пор являются преобладающим мнением о единстве происхождения славянской и балтийской культур на территории Беларуси.
Евстафий Тышкевич сделал подробное описание каменных орудий и включил их рисунки в приложение к книге « Археологические исследования ».
В 1843 году, чтобы расширить свои познания в древней истории и познакомиться с методами исследования зарубежных коллег-археологов, он отправился на стажировку в Данию, Финляндию и Швецию, чтобы подражать опыту своих коллег.
По возвращении из-за границы он опубликовал труд « Археология в Литве » (1872), в котором наметил широкий простор для исследования памятников Литвы (Беларуси).
Результатом деятельности Евстафия Тышкевича в Борисовском крае стало подробное «Описание Борисовского уезда… » (1847 г.). Для этой книги он несколько лет собирал первоисточники по истории, географии, этнографии, литературе, искусству, археологии, топонимике, фольклору.
Работая в области археологии, этнографии и краеведения, он основательно занимался фольклором . Описывая свадьбы, обряды ( Дзяды, Рождество, Радауницу, Спас) и весь цикл хозяйственного годового календаря. Изображая народные торжества, Евстафий Тышкевич подчеркивал, что богатая духовная жизнь литовского (белорусского) крестьянина часто не совпадает с жизнью материальной. В записях Евстафия Тышкевича собрано около 450 пословиц и поговорок. Он утверждал: « Народная поэзия дает нам возможность познать чувства народа, а пословицы — познать его ум ». Неоднократно публиковал сборники литовских (беларусских) пословиц и пословиц с комментариями учёных в журнале « Библиотека Варшавская ».
Заветной мечтой Евстафия Тышкевича было создать первый основательный музей древностей в центре белорусского региона, Вильне, на основе экспонатов, собранных в Логойском археологическом музее. В 1845 году он перевез часть своей коллекции из Логойска в Вильнюс под видом выставки, которую позже превратил в частный музей, а затем, с разрешения властей, в музей, расположенный в старинном зале Вильнюсского музея.
Музей активно пополнялся экспонатами из Минска, Могилёва, Витебска, Орши, Новоградка, Крево, Лиды, Пинска, Браслава, Постава и других. Евстафий Тышкевич передал в дар музею свою библиотеку (3000 книг) и вместе с братом Константином археологическую коллекцию из 2000 предметов. За 2 года коллекция музея достигла 10 000 экспонатов.
В 1856 году музей официально открылся. Каталог музея подготовил К. Киркор. Научная общественность, признав заслуги Евстафия Тышкевича, избрала его почетным членом Петербургской Императорской Академии наук. Но губернская администрация, напуганная освободительным восстанием 1863—1864 годов , стала рассматривать музей как один из центров « польских интриг», и в 1864 году он был официально запрещен приказом генерал-губернатора Мураева-Вешальника. Прекратила свою деятельность и Вильнюсская археологическая комиссия . «Вредные» экспонаты музея были отправлены в Москву. Освобожденный от всех должностей Евстафий. Тышкевич, оскорбленный и униженный, в 1865 году покинул Вильнюс. Позднее, благодаря усилиям белорусского археолога И. Луцкевича, часть коллекции Е. Тышкевича была найдена, она попала в фонд Белорусского музея в Вильнюсе (1921-1945), который уже в Советский период был уничтожен или разделен между Беларусской и Литовской ССР. С белорусской стороны в комиссию вошли лица, не имеющие отношения к Беларуси. Отобрали только те экспонаты, которые были на белорусском языке.
Умер Евстафий Тышкевич 8 сентября 1873 года в Вильнюсе. Похоронен на Розовом кладбище.
Константин Тышкевич ( 17 февраля 1806, Логойск — 13 июля 1868 ) — белорусский археолог, историк, этнограф, фольклорист; один из основоположников белорусской научной археологии. Друг научных обществ Вильны, Кракова, Москвы, Праги, Парижа, Лондона.
Учился в Полоцком иезуитском , Забельском доминиканском училищах. Окончил Виленский университет ( 1828 ).
В 1828–1836 работал в министерстве финансов в Варшаве. Участник восстания 1830-1831 годов против имперской России.
С 1836 года жил в Логойске, где основал сберегательную кассу для горожан и крестьян, сахарные заводы, льняную мануфактуру. В 1861 году принимал участие в работе Минского губернского комитета по крестьянским вопросам.
Вместе с братом в 1842 году он основал первый в Беларуси музей древностей, где собрал архив древних рукописей, коллекцию произведений искусства и уникальную библиотеку. Один из основателей Вильнюсского музея древностей, друг Вильнюсской археологической комиссии.
Он изучил около 200 курганов, в том числе курганы кривичей и дреговичей (близ Борисова, Логойска), слободы и замки Минской губернии, составил первые топографические карты поселений и замков. Первый классифицировал находки по технике и материалам исполнения.
В 1838 году Константин Тышкевич совершил путешествие по Западной Двине — от Бешенковичей до Риги. А в 1856 году на свои средства и на собственном судне осуществил путешествие по Вилии (реке в честь которой названа Вильня) — от её истоков до впадения в Неман. Цель поездки — обозначить встреченные сёла и городки на водном пути, определить глубину реки, ознакомиться с рельефом и ландшафтом, собрать фольклорный материал. На протяжении четырёх месяцев научная экспедиция исследовала всю реку Вилию: от деревни Камено до устья — 682 версты, побывала в 295 деревнях и городках. Во время путешествия Тышкевич не только проводил раскопки, описывал наиболее интересные археологические памятники, изучал ландшафт, глубину рек, сёла, но и знакомился с людьми, собирая материал устного народного творчества.
Данная экспедиция легла в основу фундаментального труда «Вилия и её берега».
Значительное место в книге занимает описание памятников архитектуры (замков, костёлов, церквей и т. д.) с выполненными с натуры графическими рисунками художника, участника экспедиции. Но несмотря на обилие археологических и архитектурных сведений, книга носит прежде всего этнографический характер — автор поместил множество песен населения Повилья. Константин Тышкевич всегда придавал фольклору особенное значение в жизни каждого народа; доказательством служат его слова:
«Песня народная была литературой народа, как предания и легенды были его первой историей».
Краеведческая монография «Вилия и её берега» была издана через три года после смерти автора в 1871 году в Дрездене на польском языке благодаря стараниям польского писателя и историка Юзефа Игнатия Крашевского.
В 1842 году совместно с братом Евстафием основал музей древностей, состоящий из древних рукописей, коллекции картин и обширной библиотеки. Константин Тышкевич также был одним из основателей Виленского музея древностей, членом Виленской археологической комиссии.
Материалы, представленные Тышкевичем на археологической выставке в Москве, заинтересовали российских учёных, и Московское археологическое общество избрало его своим почётным членом. Также он состоял в этнографическом товариществе Восточной Америки и Парижском географическом обществе. Кроме того, Константин Тышкевич поддерживал связи с научными товариществами в Париже, Лондоне, Праге, Кракове, Москве, Вильно.
Константин Тышкевич положил начало изучению истории городов Логойска и Заславля. Он обследовал городища в Логойске, Свидно, Добриново, Боровом Млынке, Сукромно, Заславле, Чашниках, Улле, Биржах и составил их топографические планы.
В книге «Исторические сведения о замках, городищах и курганах в Литве и Руси Литовской» исследователь сделал попытку классифицировать городища в зависимости от местонахождения и размещения на них земляных укреплений (в частности, городища с валами по периметру площадки он считал «жертвенными» и относил к таковым Паненскую гору в Логойске, на которой в дохристианские времена проводились языческие обряды).
Большую часть собранной археологической коллекции, в частности материалы 1862 года с раскопок курганов около деревни Видогоще Минского уезда, К. Тышкевич передал в Румянцевский музей, откуда она попала в Московский Исторический музей, где и хранится сейчас. Много находок оставалось в Логойском музее, позже они были переданы в Виленский музей древностей.
Отчёты о своих археологических находках публиковал в газете «Новое время», издаваемой Адамом Киркором в Петербурге в 1868—1871 годах.
Ежегодно, начиная с 2007 года, из Вилейского района стартует водная экспедиция «Путь Тышкевича» . Первая экспедиция «Путь Тышкевича» состоялась в 2007 году. Его приурочили к 150-летию знаменитой поездки на Виллу краеведа Константина Тышкевича.
Путешественники прошли по следам экспедиции Тышкевича от истока Вилии до впадения в Неман. Организаторами и участниками первой водной экспедиции стали литовские и белорусские ученые, краеведы и туристы. Сегодня он приобретает все более популяризирующий и туристический характер и заканчивается на территории Беларуси.
Источник: https://vk.com/rodjen #Тышкевичи#Логойск#МеждународныйДеньПамятниковиИсторическихМест#ВеликоеКняжествоЛитовское#Беларусь#ЕвстафийТышкевич#КонстантинТышкевич
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1