(Толкование на книгу Исход)
Глава 9
"Пятая казнь – мор на скот. Шестая казнь – воспаление с нарывами. Предупреждение о седьмой казни и самая казнь – град. Раскаяние фараона и новое ожесточение"
Исход 9:13. И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
Исход 9:14. ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
Наступление новой казни предваряется предсказанием, что все дальнейшие бедствия будут направлены против жестокого сердца фараона с целью вызвать в нем раскаяние (Исход 9:27, 10:17), они дойдут до души его, тронут его затвердевшее сердце. С возникновением этого последнего, фараон смирится пред Богом, – «нет подобного Мне на всей земле», – признает Его всемогущество.
Исход 9:15. так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
Божественная сила доказана фараону всеми предшествующими казнями, может проявиться она и в смертельном море, но в этом случае не была бы достигнута цель божественного воздействия на царя.
Исход 9:16. но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
Он оставляется в живых для того, чтобы самому испытать силу Господа, Бога Израилева, и вместе с тем послужить орудием прославления Его по всей земле (Исх. 15:14–16).
Исход 9:17. ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его.
Исход 9:18. вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне;
Если таков результат дальнейших казней, то, будучи предуведомлен о нем, фараон мог бы предотвратить их наступление своим смирением пред Богом, – согласием отпустить евреев. И только его упорство вызывает неизбежность нового бедствия, града, какого еще не бывало в Египте.
Исход 9:19. итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут.
Исход 9:20. Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы;
Заботливость об уменьшении последствий от сильного града («посылай, собирай скот свой») относилась не лично к фараону, а к тем из его подданных, которые совершенно невинно могли пострадать за упорство царя (стихи 20–21). Протекший от момента предсказания казни до ее наступления срок (стих 18) мог служить достаточным временем для пробуждения в душе фараона чувства смирения, боязни пред Богом (стих 20), но так как его не последовало, то новое бедствие является вполне заслуженным наказанием.
Исход 9:22. И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
Исход 9:23. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;
Исход 9:24. и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.
Исход 9:25. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град];
Исход 9:26. только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.
Град, сопровождаемый гласом Божьим, то есть громом (Исход 19:16, 20:18, Псалом 28:3–9), соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», Пророк Иезекииль 1:4), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы (Псалом 77:47), сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер (Книга Премудрости 16:17–18) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов.
«Навел на них Господь град и гром, – говорит блаженный Феодорит, – показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги – небесные, другие – земные, а иные – подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.
Исход 9:27. И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны;
Исход 9:28. помолитесь [обо мне] Господу: пусть перестанут громы Божии и град [и огонь на земле], и отпущу вас и не буду более удерживать.
Ограничение своего согрешения только еще раз показывает, как неглубоко раскаяние фараона. Причина его в рабском страхе пред всемогуществом Бога, на что указывают слова: «довольно явления громов Божьих и града», но не во всецелом сознании своей греховности – противлении воле Божьей. При таком настроении слова: «и не буду более удерживать», не могут быть принимаемы за выражение твердой решимости отпустить евреев.
Исход 9:29. Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу [на небо], громы перестанут, и града [и дождя] более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля;
Исход 9:30. но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога.
Вполне понимая истинный характер раскаяния, зная его кратковременность (стих 30), Моисей соглашается исполнить просьбу фараона: помолиться за него Господу, для того, чтобы доказать, что «Господня земля». В прекращении града, как и в изгнании жаб, сказывается всемогущество Всевышнего. «Он уязвил – и Он исцелит» (Пророк Осия 6:1).
Исход 9:31. Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился;
Исход 9:32. а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние.
(профессор Александр Павлович Лопухин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев