Часть I. Вероучение
Глава вторая. Символ веры
"…Во единого Бога Отца, Вседержителя…"
Основой христианской Церкви является вера в Единого, Истинного и Живого Бога. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. (Второзаконие 6:4–7)
Эти слова из Закона Моисеева цитируются Христом, как первая и самая главная из всех заповедей (смотри Евангелие от Марка глава 12 стихи 29–30).
Единый Господь и Бог Израилев открыл людям тайну Своего имени: И сказал Моисей Богу: …Они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование о Мне из рода в род (Исход 3:13–15).
Божье имя Ягве означает: «Я ЕСТЬ, КТО Я ЕСТЬ», или: «Я ЕСТЬ, ЧТО Я ЕСТЬ», или: «Я БУДУ ТЕМ, ЧЕМ Я БУДУ», или просто: «СУЩИЙ». Он есть Единственный Истинный и Живой Бог, Который верен Своим людям, открывает им Своё Божественное и Святое Слово и даёт им Своего Божественного и Святого Духа. В Библии Его называют «Адонаи» («Господь»), а имя «Ягве» никогда не произносилось людьми из-за его страшной и внушающей трепет святости. Только первосвященник, и только раз в году, и только во Святая Святых Иерусалимского храма дерзал произнести это имя. Во всех остальных случаях к Нему обращались, как ко «Всемогущему Господу», как «Всевышнему Богу», как «Господу Сил» (Саваоф).
Писания и опыт святых Ветхого и Нового Завета учат, что Ягве обладает абсолютной Святостью, Он совершенно отличен и не похож ни на что существующее («святой» – буквально означает «совершенно отделённый», «иной»). И по православному библейскому учению, даже утверждение: «Бог существует» – должно сопровождаться пояснением, что Он настолько уникален и настолько совершенен, что Его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. В этом смысле Он – «превыше существования», «превыше бытия». И Единство Божье не есть отражение математического или философского понятия о единице, так же как и Его жизнь – Доброта, Премудрость, все Силы и Добродетели – не есть отражение даже самой великой идеи, какая только может возникнуть у человека.
Однако, несмотря на несовместимость сущности Божьей ни с какими человеческими понятиями, Православная Церковь на основании живого опыта богообщения святых провозглашает: Бог несомненно существует, совершенно и абсолютно, будучи совершенной и абсолютной Жизнью, Добром, Истиной, Любовью, Премудростью, Знанием, Единством, Чистотой, Радостью, Простотой, Совершенством и Сверхсовершенством всего того, что присуще человеку, как святое, истинное и доброе.
Именно так исповедует Его литургия святителя Иоанна Златоуста: «Бог неизреченен, недоведом (то есть недоступный познанию), невидим, непостижим, присно сый (то есть всегда существовавший), такожде сый (то есть всегда неизменный)». И это Его – Ягве Израиля – Иисус Христос называл Своим Отцом и учил людей тоже обращаться ко Всемогущему Господу, Богу Воинств как к Отцу. Раньше, молясь Богу, никто не дерзал употреблять интимное и сокровенное обращение «Отче», пока Христос не сказал: «Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех (то есть сущий на небесах)…»
Иисус Христос мог называть Бога «Отцом», ибо Он – единородный Сын Божий; христиане могут называть Бога «Отцом», ибо через Христа они получают Святого Духа и сами делаются детьми Божьими. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от женщины, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Послание апостола Павла к Галатам 4:4–7).
И теперь мы молимся во время Божественной Литургии:
И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш, Иже еси на небесех…
Размышляя над откровением Бога в жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь, и что во всех Его действиях в мире, Бог Отец, через Иисуса Христа и Святого Духа, являет Своё Существо, как Любовь. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1 Послание апостола Иоанна 4:7–10, 16)…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Послание апостола Павла к Римлянам 5:5)
Будучи этой Любовью, наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах: Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. (Псалом 102)
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев