В Духовном мире демонов нет
Кто такие Асуры? Что мы знаем про них?
В Ведах описано, что дэвы и асуры являются потомками Брахмы, великого бога-творца. По версии «Махабхараты», асуры — общее название дайтьев и данавов, сыновей Кашьяпы и его жён Дити и Дану. Вместе с богами они правили миром, и асуры считались старшими братьями богов. Асуры обладали могучими силами, мудростью, знали тайны волшебства (майя), могли принимать различные образы или становиться невидимыми. В горных пещерах асуры охраняли несметные сокровища. Согласно ведам, у них было три укреплённых города: один из железа, второй из серебра и третий из золота. В более поздних сказаниях города были объединены в единый город Трипуру, который занял своё место на небе. Царём асуров был могущественный правитель Хираньякашипу. Боги же избрали царём своим Индру. Асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. В царстве асуров росло великое древо желаний, корни которого были под землёй у асуров, а плоды созревали в царстве богов.
Исследователи выделяют несколько версий того, как появилось название асур/асура. В упанишадах, слово сура означало бог, а асура, следовательно, небог. В другой версии раскрывается идея о том, что древние арии пили некий напиток, который также назывался сура, поэтому называли асурами тех, кто его не пил. В связи с этим по-новому трактуется известный миф о пахтании молочного океана богами, «когда из него появился сосуд с “сурой” / “сомой”. Некоторые боги выпили этот напиток, а некоторые нет, и их стали называть “асурами”».
В период Атхарваведы (середина I тыс. до н.э.) асуры окончательно воспринимаются исключительно как противники богов, а иногда даже и людей.
Разделение асуров и дэвов (богов) как противников особенно выделяется в мифе о пахтании океана для получения сомы — напитка бессмертия. Из-за него начинается долгая и отчаянная битва между богами и асурами. В ходе этой битвы побеждают и асуры, и боги. Практически во всех случаях главным залогом победы и тех, и других был не открытый поединок, а хитрые уловки и обман, которые в случае богов рассматривались как великое воинское достижение, а в случае асуров как коварство и зло. С течением времени асуры удалились на землю и под землю, а сому стал хранить Индра.
В поздневедийских текстах асуры воспринимаются исключительно как противники богов. Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги должны окончательно победить асуров, Индра побеждает асура Вритру, в других версиях этот миф рассматривается как демоноборческий и змееборческий. В эту эпоху Индра получает новый эпитет асурахан — убийца асуров, а асуры после гибели отправляются в царство Варуны.
Тем не менее, асуры не так уж сильно отличаются от индийских дэвов, которым их противопоставляют. «Могущество богов небезгранично именно потому, что они не существовали извечно» [Бонгард-Левин 1980: 41]. Боги не являются всемогущими, их возможности определённым образом ограничены. Они были тоже сотворены и должны подчиняться общим законам. Сами Брахма, Шива и Вишну обязаны следовать предписаниям, содержащимся в ведах. Могущество равное или большее, чем у бога, может получить и асур, и даже человек, если он исполнит великие подвижнические подвиги.
В древнеиндийской мифологии ни боги и ни люди не являются ни абсолютно совершенными, ни абсолютно порочными. Даже высшее начало, Атман, находится за пределами понятий о добре и зле; это такая конечная реальность, которую невозможно поделить ни на какие ценностные или нравственные категории.
Кто такие Асуры? Что мы знаем про них?
- https://ok.ru/drevnia/topic/62394505418226
Нет комментариев