Кроме этого сохранилась дата выдолбленная на камне в горах близ этого селения, свидетельствующая о том, что славяне проживали в этих местах с 30 – го года. Все начиналось с Ак-Суйского укрепления, военного гарнизона, в дальнейшем палучившая название Теплоключенка. Укрепление существовало 1864 – 1869 гг. В 1868 году поселилось 14 семей крестьян – переселенцев. Официальным годом основания Теплоключенки считается 1879 год. Первопоселенцы оседали на правопобережье р. Ак – Суу, а в конце 19 в. – начало 20 в. вселились и на левопобережье. В 1878 году в селении было 70 дворов и 423 жителя, к 1913 г. 291 двор и 2604 жителя. Жители сеяли пшеницу, овес, просу, выращивали овощи, содержали рабочих лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в том числе овец местной породы. В конце 19 – го в начале 20 – го века разводилось пчеловодство и различные промыслы. Имелись 14 водяных мельниц и маслобойня, 8 торговых лавок с годовым оборотом 14 тысяч рублей, приходское училище и церковная школа, где обучалось 73 мальчика и 56 девочек. Одна из самых старинных улиц села раньше называлась трактом (улица Буденного С. М). Тракт соединял город Пржевальск с селом Теплоключенка и продолжался до самой пограничной заставы. На этой улице появились первые лавки, первые жители – строители улицы: Панченко, Мануйленко, Ласкарев, Лыковы, Трофименцевы, Трубицыны, Сухоруковы. Эти первые жители благоустраивали улицу, украшали дома затейливой резьбой на ставнях, тесовыми воротами. Здесь был впервые заложен в далеком прошлом фруктовый сад большим любителем и знатоком садоводства Михаилом Потапенко. Многие по его примеру старались разводить деревья, и село стало утопать в зелени цветущих садов. Известны фамилии первых семей- переселенцев поселившихся в этой местности: Погребняк Петр – казак, служил на заставе, остался и перевез семью. Из Харьковской губернии; семья Мищенко – крестьяне из Воронежской губернии; семья Гончаровых; и семья Трофименцевых. Православная община в селе Теплоключенка была организована в середине 19 – го века, в те времена, все переселенцы с России, а это русские и украинцы, были православными, с устойчивыми традициями своей веры. И с уставом православной общины были знакомы все жители села от сознательного возраста и до глубокой старости. Они были первыми регулярными прихожанами. Первые службы в селе проходили в холодной церкви, в дальнейшем соорудили войлочную. Это были деревянные доски обитые для тепла войлоком. С организацией самостоятельной Туркестанской епархии в 1871 году из села Теплоключенка была перенесена в новый уездный город войлочная походная церковь, в которой до 1876 года проходили богослужения. Эта временная церковь в 1876 году была захоронена (закопана в землю) во дворе построенного каракольцами каменного храма во имя Пресвятой Троицы, разрушенного при землетрясении 1889 года. В 189 3 – 1895 годах был построен пятиглавый деревянный храм, отличавшимся красотой архитектуры и внутренним убранством, существующей по ныне. Ремонтно-восстановительные работы в действующем храме села Теплоключенка проводились с 2006-го, во время которого осматривался фундамент храма с восточной стороны алтаря. В кладке сохранилась медная дощечка, размером 10см на 15 см. закладываемая при освещении строительства храма. Текст на дощечке аккуратно выдавлен и буквы составляют пустоты. Из текста явствует, что храм св.великомученника Димитрия Солунского в селе Теплоключенка основан 26 марта 1898 года (дата по старому стилю) при правящем епископе Туркестанском Аркадии. Так была определена точная дата основания ныне действующего храма в селе Теплоключенка. Сохранилась старинная фотография храма, на первом плане стоят мужчины, в скромной одежде и кожаных самошитых сапогах, с густыми бородами, как и полагалось, быть православным христианам, а чуть в сторонке детский церковный хор из девочек и мальчиков с нотами в руках, в белых фартуках. В центре группы - священник. На оборотной стороне фото дарственная надпись от настоятеля Андрея Вос…ова (некоторые буквы труднопрочитываемые) священнику Андрею Агапову, с датой 22 апреля 1913 года (даты по старому стилю). На фотографии запечатлен красавец-храм с высокой резной колокольней. В больших оконных проемах виднеются два больших колокола. Очень хорошо виден центральный купол, застекленный восьмиугольный украшенный резьбой и видно четыре набольших башенки на кровле, маленьких купола без окон, восьмигранной формы с крестами наверху. Именно эта фотография послужила нам основанием для восстановления в 2009 году утраченной колокольни и центрального купола с восстановленной резьбой. Заложенный храм был достроен в 1912 году, о чем свидетельствует обнаруженный во время восстановления, весной 2009 года колокольни, деревянный брус. Надпись была сделана раскаленным железом по дереву неким Иоанном Щетининым 17- го сентября 1912 года. Во время капитального ремонта внутри храма, начатого 16 февраля 2009 года, были убраны саманные перегородки, сделанные в советское время. Внутреннее помещение храма приобрело первоначальный вид. Общая площадь составляет приблизительно 400 квадратных метра, центральная часть храма более 200 квадратных метра, высота внутри храма 3 м 60 см, потолок по всему храму двойной, для тепла. Доски на пол и потолок использовались толщиной 7-8 см. Потолок в центральной части храма поддерживался четырьмя колоннами крестообразной формы. В годы закрытия храма 2 колонны были нарушены, в настоящее время они восстановлены, путем наращивания недостающих элементов. Все внутренние стены храма были обиты дранкой и отштукатурены. Потолок по всем комнатам, украшен лепкой из местного известняка. Лепка под слоем извести имеет несколько слоев покраски, темно-красного цвета. Настенной росписи нигде не было обнаружено. Снаружи, храм был обит досками, толщиной 2 см. С южной, северной и западной стороны ,были сооружены 3 резных, высоких крыльца. Крыша южного и северного крыльца была шатровая, и держалась на толстых, резных бревнах, что создавало легкость крыльцам. Первоначальным крыльцом, до настоящего времени, сохранилось центральное западное крыльцо, оно выходило на главную дорогу. Полностью утрачено северное крыльцо, оно было разрушено в послевоенные годы. Южное восстановлено в современном виде в 2008 году. Весь храм из местного, рубленного вручную дерева. Деревянный сруб, установлен на высокую кирпичную кладку. Храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского в селе Теплоключенка строился приблизительно 14 лет. В советское время, учительница из одной местной школы, рассказывала ученикам, что храм в селе имел «богатое убранство». Эти сообщения ни на чем не обоснованные появляются в некоторых кратких устных описаниях и по сей день. Бытующее мнение в корне неправильное. Храм достраивался вплоть до 1912-1913 г.г. По мнению В. Д. Горячева и С. Я. Перегудова в статье «Христианские памятники Кыргызстана (19-20 в. в)», вплоть до революции 17 года строительство христианских храмов поддерживалось центральными и местными властями. Однако положение со временем радикально изменилось. В 1914 году начинается Первая Мировая война, в 1917 году- революция, в 1925 году на съезде корреспондентов газеты «Безбожник» основывается Союз безбожников, ставивших своей целью практическую борьбу с религиями во всех проявлениях. Храм не успел приобрести внутреннее богатое убранство. А вскоре начинается, полномасштабное разрушение и разграбление всех храмов. По всей видимости, первые прихожане села Теплоключенка были достаточно состоятельные люди и глубоко верующие. Они собрали деньги, купили колокол весом 50 пудов и пожертвовали в мужской монастырь на Иссык-Куле. В 30-е годы советской власти храм в селе Теплоключенка был закрыт. Начинались годы страшного лехолетия. Сохранились устные воспоминания очевидцев о варварском разрушении здания церкви. Пожилые жители села помнят имена и фамилии тех, кто разрушал храм. После принятия решения местной власти о разрушении колокольни и центрального купола храма, здание было решено приспособить под клуб. Какое-то время центральный купол сохранялся и более того, его внутренние стены были «расписаны» изображениями трех танкистов. В послевоенное время здание продолжали разбирать и приспосабливать к новым нуждам населения. Многие годы там размещался клуб, потом Дом пионеров, где принимали в комсомол, размещались всевозможные кружки по интересам. На территории храма стоял буфет, а рядом памятник Сталину. После разоблачения культа вождя памятник закопали в окрестностях храма, а Дом пионеров превратился в библиотеку .Так он и просуществовал до начала 90-х годов до передачи помещения общине православных верующих. Большие иконы сегодняшнего иконостаса писанные маслом на холсте и перенесены из молитвенного дома, а верхние ,писанные на фанере, были заказаны протоиереем Леонидом Патрахиным и помещены во второй ярус иконостаса. Среди всего прочего перенесли редкую икону Божьей Матери "Виленская". Это икона форматом 65см на 82см.,писаная на полотне в раме, оклад из металла, чеканный. Долгое время эта икона считалась "Иверской", из-за повреждений на лике в виде ран. Долгие десятилетия икона хранилась в раме под стеклом, украшенная бумажными цветами. Во время подготовки храма к празднику Пасхи, весной 2009 года, цветы были убраны и открылись титла на окладе явно указывающие, что сохранившаяся и почитаемая икона была не "Иверско". В 50-х годах на приходе служил протоиерей Тимофей Ко…тков (полностью фамилия не известна),он заказал художнику скопировать Плащаницу В.Васнецова, которую и написал А.Мельников 28 марта 1953 года в Зимовниках. Эту плащаницу о.Тимофей подарил на добрую память своей тетушке Степаниде Ивановне в с.Теплоключенка. На оборотной стороне сохранилась дарственная надпись. В дальнейшие годы эта плащаница была передана храму. Кроме этой плащаницы сохранилась еще одна, она десятками лет находилась в молитвенном доме по ул.Гагарина и по воспоминаниям прихожан висела на стене над панихидным столом. В послевоенные годы на приходе служил протоиерей Исаакий, он похоронен на современном местном кладбище в с.Теплоключенка. Ежегодно, в день Радоницы ,на его могиле служится общая панихида. Эта могила известна всем прихожанам. До установления Советской власти и до начала разрушения храма на его территории находился церковный дом, через дорогу, на западную сторону ,было организовано церковное кладбище, поруганное в советское время и в 70-х годах на его месте выстроено трехэтажное каменное здание,где в настоящее время размещается местное сельское управление. Весной 2006 года по благословению Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира я прибыл на новое место служения в с.Теплоключенка Иссык-Кульской области. Осмотрев здание храма можно было впасть в отчаяние. Здание храма представляло жалкое зрелище .Ветхость и запущенность проявлялось во всем облике здания. Единственное рабочее боковое крыльцо с южной стороны прогнило и cтрашно было ступить на него. Центральное крыльцо плотно закрыто и и главный притвор завален мусором .После массового отъезда славянского населения из Кыргыстана постоянных прихожан оставалось в селе не более15-20человек. Пологаться было не накого, только на Бога и Святого великомученика Димитрия Солунского, в честь которого и был построен храм . Освоившись на новом месте и познакомившись с прихожанами, мне пришлось искать все возможные пути к поиску средств для срочного ремонта храма и в 2007 году мы приступили к частичной замене сгнивших участков в здании храма. К 110-летию со дня основания храма мы полностью. заменили два боковых крыльца. Весной 2009 года по благословению митрополита Владимира приступили к восстановлению центрального купола и колокольни и за четыре месяца подняли их. Предварительно подготовили смету. Восстановление храма воодушевило и объединило население ,как православных, так и мусульман. И здесь хотелось бы отметить слова митрополита Владимира приведенные им в одной из своих книг о том, что с первых лет поселения православных в Кыргыстане ,отношение мусульман было положительное и бывали случаи, когда мусульмане жертвовали помогали в строительстве православных храмов. Подобная ситуация происходила на нашем приходе. Неоднократно приходится слышать слова благодарности за восстановление храма от пожилых мусульман. Особо надо отметить о помощи со стороны работников архитектуры этого села. Они с воодушевлением приняли весть о реставрации храма. За короткое время сделали подробную смету на ремонтно-восстановительные работы всего храма. И хотя являются мусульманами, но это и их вклад в развитие данного прихода. В феврале 2010 года разрешился положительно вопрос о замене церковной кровли. Необходимые средства выделил бывший губернатор Иссык-Кульского края, при правлении президента Бакиева. Огромную помощь оказывал приходу кооператив"Заря", во главе с председателем Черныш И.В. В связи с новой геополитической обстановкой в республиках бывшего СССР , Православная церковь оказалась в новых исторических условиях. И это надо понимать каждому из нас,как священникам так и прихожанам .Сегодня нельзя жить и служить так, как это было возможно в годы советского развития страны. Новые условия диктуют нам новые подходы и решения церковных проблем. Встают новые задачи. Искренность в служении, верность пастырскому долгу, жизнь по евангельским заповедям должны быть на первом месте у служителей церкви. Славянского населения на сельских приходах в Кыргыстане становится с каждым годом все меньше и видя наше равнодушие и отсутстие заботы о своих прихожанах оказавшихся в нищенских условия существования, некоторые прихожане покидают лоно православной церкви и переходят во всевозможные секты. Новые условия ставят остро вопрос о повышении образовательного уровня не только пастырей, но и пасомых. Понимая эти задачи, мы на приходе старались организовать общественную библиотеку, чтобы она была не узко профильного назначения, а отвечала бы самым широким потребностям жителей. Здесь можно вспомнить богатейший опыт как монастырских, так и приходских библиотек прошлого. Я всегда считал, что надо приучать детей к чтению не только дешевых назидательных книжечек, но и знакомить юные души с огромным богатством русской и зарубежной классики, вводить читателя в удивительный мир мирового искусства живописи, музыки, поэзии и т.д. О том, что хорошие книги и вдумчивое чтение обогащают душу, вспоминает митрополит Владимир. Он рассказывает , как в семинарии читал многие классические произведения О.Бальзака, Ч.Диккенса, В.Гюго, Ф.Достоевского и многих других авторов. С начитанным и образованным человеком всегда приятно общаться независимо от меняющихся эпох. На приходе в с. Теплоключенка стоят многие пока еще не разрешимые вопросы и Сам Господь покажет в дальнейшем пути для их разрешения. Нам остается лишь молиться ,твердо верить и уповать на помощь свыше и самим прилагать все усилия для их преодоления. Ведущая роль Церкви – воспитательная. Именно в церкви воспитываются души для Вечности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Высятся над человеческой жизнью Тянь-Шанские горы.…Сколько тысячелетий, исторических событий и человеческих жизней пронеслось под ними? И кажутся они вечными свидетелями всех наших дел. Высокие, красивые, манящие своей непостижимостью. В заключении вновь обратимся к словам блаженного Августина, приведенные нами в начале очерка: “И ходят люди, чтобы восторгаться вершинами гор,…а о душе своей забывают.”И наша жизнь пройдет под этими горами, но будем помнить всегда ,что душа человеческая прекрасней всех гор земных. Будем стараться украшать ее делами достойными. Примерами нам будут служить дела людей давно минувших лет. Людей известных и не известных: ученых, путешественников и простых созидателей православных храмов на прекрасной земле Иссык -Куля. P.S. Данный краткий очерк писался мною до весны 2010 года. Писался он для нужд этого села и прихода с. Теплоключенка. Мною использовались воспоминания местных жителей. Я привожу данные по ремонтно-строительным работам, которые проводил будучи Настоятелем на этом приходе. Выражаю особую благодарность семьям Пушкарных А.М. и Гадюкиным. Помощь этих людей была огромна, а так же всем, кто помогал нам молитвенно и материально. Без этих людей, мне было бы намного труднее восстанавливать храм. Я благодарен Богу за все. Мною было сделано , что было возможно на то время и в данных условиях. Желаю, что бы другие продолжили начатое дело по благоустройству этого прихода.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Митрополит Владимир «Земля потомков патриарха Тюрка» Изд-во Московской Патриархии,2002.
2.А.М.Мамытов.»П.П.Семенов-Тян-Шанский и развитие научных представлений о Тянь-Шане».Фрунзе-Мектеп1984.
3.»Святые новомученики и исповедники в земле Казахской просиявших» Москва,2008.
4.Блаженный Августин Аврелий. Исповедь. -М., »Дар»,2005.
5.Репин Л.Б. «И вновь я возвращаюсь»…Пржевальский. Страницы истории.-М.:Мол.гвардия,1983.
6.» К истории христианства в Средней Азии» (19-20в.) Ташкент,1998.
7.газета «Быль» № 44 и др., статья Е.Озмитель.«Строительство храмов на территории Киргизии».
8.Разум сердца: «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».- Москва, Политиздат,1989.
9.Ян Парандовский « Петрарка» ,журнал «Иностранная литература».
10. Журнал «Вост
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев