Некоторые говорят: "Фу! У меня мать старая, капризная, не поймёшь, что ей надо, вечно не довольна".
Ну понятно, если б она была кроткая, как ангел, за ней и ухаживать легко. А вот когда она уже наполовину из ума выжила, вот тут ей послужить, вспоминая то, как ты орал или орала среди ночи, она вставала, как тебя, не успела родиться, уже шесть раз в день корми. А спать когда? Спать не даёт, ещё орёт, то живот мучает, то одно, то другое. Ребёнок же не спрашивает: "Мамочка, как ты себя чувствуешь? Не угодно ли тебе мне грудку дать, чтоб я поел?" Орёт и всё! Соседей будит, а те вообще ни при чём, вообще. Как вот соседи говорили моей маме: "А он у вас вообще когда-нибудь спит?" То есть у них создалось впечатление, что я ору непрестанно. Они-то при чём? Вообще ни при чём. Полбарака просыпалось. Что делать? Но если мать для своих детей старается и покормить, и успокоить, и прочее, прочее, то и дети уже выросшие должны своей матери заплатить в то время, когда она в детство впала. И надо это делать, конечно, без раздражения, потому что любовь с раздражением, как кислота со щёлочью, не соединяется. Но и сколько ж нужно поухаживать, лет 10-12, прежде чем человек начнёт это делать с кротостью, с любовью, со смирением и так далее. Без раздражения.
Вот с этого момента начинается христианство. А не с того, сколько литров святой воды человек выпивает в день, сколько раз он причащается. Это всё замечательно. Но это всё делается в церкви исключительно для конечного результата. Если результата нет, то и христианства нет. А что есть? Апостол говорит: есть медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1), то есть пустозвонство, чисто внешнее проявление, то, которое для Бога категорически ненавистно. Он говорил: Горе вам, фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 14). В чём лицемерие? Когда человек изображает из себя христианство, а внутри он как гроб накрашенный (см. Мф. 23, 27). Ну что толку? Гробик обили, цветочками украсили. А что там? Тухлое мясо всё равно. Так и христианство может быть внешним, и для Бога отвратительным. Человек может выглядеть очень благочестивым, но если всё время губы кривятся в раздражении, если он всё время не доволен, если он на всех орёт, если он для своих домашних является просто испытанием, то где ж тут христианство?
Протоиерей Димитрий Смирнов.
Нет комментариев