На фильмах Александра Митты выросло не одно поколение сначала советских, а позже российских зрителей. И несмотря на разные жанры, с которыми работал в разное время режиссер, его фильмы объединяет одно: все они о любви.
Кто он? Человек с тысячью талантов. Режиссер, художник, литератор, теоретик и практик, педагог и выдумщик. "Твори, выдумывай, пробуй" - его девиз, и поэтому каждый его фильм становился неожиданностью.
Он ученик Михаила Ромма. Его дебют – «Друг мой, Колька!: на вегетарианские экраны 1961 года ворвались подростки из жизни, гвалт школьных переменок, упрямый мальчишеский взгляд. И романтика свободных порывов: чтобы творить добро, новые тимуровцы создают «тайное общество». Колькины ровесники, пионеры с красными галстуками, речевками и огоньком в глазах, ликовали - Митта стал для них своим.
«Друг мой, Колька!» - социальная драма о жизни школьного коллектива стала дипломной работой выпускников ВГИКа Алексея Салтыкова и Александра Митты. Одну из первых своих ролей в этом фильме сыграл Юрий Никулин. Продолжил «пионерскую тему» режиссер и в следующей своей картине «Без страха и упрека» - о приключениях троих детей, разыскивающих незнакомца, который обронил свой бумажник. Его пионерские фильмы были о детях, но не всегда только для детей. На фоне множества подобных картин, которые снимали в то время, его «детские фильмы» затрагивали сложные вопросы вступающих в большую жизнь подростков, которые не могли не тронуть и взрослых. Яркий тому пример – картина «Звонят, откройте дверь», снятая режиссером в 1965 году. Проникновенная история о школьнице, которая по заданию своего возлюбленного ищет в городе зачинателей пионерского движения, принесла Александру Митте настоящую популярность, а заодно и юной школьнице Елене Прокловой, которая сыграла главную роль. Еще одна история о школьной любви вышла начале 70-х. Музыкальный фильм «Точка, точка, запятая» о перерождении ленивого ученика 8 «А» в «личность» получил практически все премии, предназначенные для детских фильмов в разных странах: от премии Ленинского комсомола в СССР до Приза Международного фестиваля детских фильмов в Италии. Ну а задорные песни из фильма, написанные Геннадием Гладковыми Юлием Кимом, тогда можно было услышать на переменках и утренниках во всех школах большой страны. Но Александр Митта снимал не только детские фильмы – и в тот период у режиссера вышли несколько разножанровых картин, каждая из которых удивляла зрителя. В конце 60-х – яркая картина о Гражданской войне «Гори, гори моя звезда», в которой действие происходит не на улицах и линии фронта, а в театре во время спектакля о Жанне Д’Арк. В 1974 году – проникновенная драма «Москва, любовь моя» с участием японской актрисы, в 1976 году – экранизация произведения Пушкина «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и, конечно, самое неожиданное кино того времени в СССР – фильм-катастрофа «Экипаж», который появился на экранах страны в 1979 году.
Первый советский фильм-катастрофа сразу же стал лидером проката, несмотря на то, что бюджет фильма был скромный: списанный самолет бесплатно дал «Аэрофлот», макеты делались вручную. Митта прошел по лезвию бритвы, сделав увлекательный фильм без идейной помпы и попсовой пошлости. Его интересовал человек лицом к лицу со стихией. Человек Преодолевающий. Митта провел большую работу перед съемками, чтобы адаптировать тему авиакатастроф, которая стала чрезвычайно популярна на Западе, для советского зрителя. Ему, советскому зрителю, была необходима история человеческих отношений героев, а уж катастрофа и зрелищная борьба за выживание оказались бы отличным дополнением. В результате сценарий фильма, написанный Юлием Дунским и Валерием Фридом, был поделен на две тематические части. «Экипаж» - очередная картина, в которой Александр Митта создал «звезду». Георгий Жженов, которому главная роль в фильме принесла всенародную известность, не раз в своих интервью рассказывал о том, насколько благодарен режиссеру за оказанное доверие.
Молодому поколению Александр Митта, безусловно, известен по культовому телевизионному сериалу «Граница. Таежный роман», который был показан на Первом канале в 2000 году. Этот сериал стал первой работой режиссера после затяжных девяностых, о которых деятели кино всегда вспоминают с содроганием. Но Митта, невзирая на все те трудности, с которыми приходилось справляться в постперестроечной России, создает уникальный продукт, новый жанр телевизионного киноромана. Он вновь открывает актеров, которые сразу же становятся известными широкому зрителю, а главное – делает успешный продукт, который собирает зрителей всей страны перед экранами телевизора. В основе сюжета сериала – любовный треугольник, а в качестве декораций – таежная природа и суровая армейская жизнь. Несмотря на то, что почти все актеры, занятые в фильме, ранее уже снимались в кино и имели вполне приличный послужной актерский список, именно съемки в сериале «Граница. Таежный роман» привлекли к ним внимание широкой аудитории. Рената Литвинова, блеснувшая прежде лишь в «Увлеченьях» Киры Муратовой, именно после «Границы» стала сначала героиней множества пародий, обсуждений, а после – актрисой и режиссером, работами и амплуа которой стали восхищаться повсеместно. Для Алексея Гуськова «Граница» тоже была далеко не первой работой, но после участия в этом сериале и съемках в фильме «Мусорщик» на актера обратили внимание не только зрители, но и продюсеры, которые стали предлагать актеру множество новых проектов. Не стартом, но совершено точно полезным толчком в кинокарьере стало участие в съемках сериала и для Михаила Ефремова, сыгравшего в «Границе» безвольного старшего лейтенанта Жгута. Одной из первых работ в телесериалах стала роль майора Ворона для Андрея Панина.
Сейчас Александр Митта продолжает «выращивать» звезд – в своей киношколе он регулярно проводит семинары и лекции, раскрывая секреты и рассказывая об особенностях режиссерской работы. Он преподаёт в Гамбурге и московской «Школе-студии Александра Митты». Член Союза кинематографистов России, член правления гильдии кинорежиссёров России. Почётный член Российской академии художеств. Автор книги «Кино между адом и раем».
«Честно говоря, я всю жизнь хотел быть художником, всю жизнь рисовал, даже думаю визуальными образами, они потом помогают снимать. Если бы мне позволило воспитание и ситуация вокруг была бы более цивилизованной, я бы, наверное, так и сделал».
Александр Митта, возможно, единственный наш режиссер, соединивший в себе романтика и прагматика. Лирика и физика. Он аналитик и умеет разъять мироощущение на составляющие. Он создал свои теории саспенса, сюжетостроения и развития конфликта. Он имеет полное право называть свои фильмы проектами, потому что знает, как их правильно и эффективно проектировать. В его преданной кинематографу душе погиб классный писатель. У него чувство слова - можно позавидовать. Чувство ритма и парадокса. Его кинотеория - увлекательный роман. Не читаешь, а мчишься по строчкам, спеша узнать, что будет дальше. Это называется сюжет мысли.
Он был уже на грани всемирной карьеры, когда его фильмом «Затерянный в Сибири» заинтересовались в Голливуде, обещали режиссеру золотые горы. Потом все ушло в песок, и Митта к этому относится философски: мы не постигли секреты глобального успеха, но винить в этом нужно только себя.
Александр Митта был первым председателем жюри онлайн-фестиваля «Дубль дв@», и в "РГ" он представил свою новинку в 2013 г. «Шагал – Малевич».
Ему исполняется 90, но он уже давно понял, что не вписывается в новые структуры российского кино. У него много учеников в мире. Человек вне религий, он верит в существование высшего разума. Пожелаем нашему классику, создателю вечно молодых фильмов крепкого здоровья и такого же оптимизма, который никогда не дает ему унывать.
«Очень люблю смотреть кино и размышлять о нем. Причем удовольствие получаю не от того, как это классно, а от того, какие механизмы все это приводят в движение. Когда я о чем-то догадываюсь, у меня праздник» (А.Митта).
Комментарии 4