Имя, когда-то известное каждому советскому школьнику, со временем стало забываться, как и вся давняя эпоха массового энтузиазма и свершений. Ее затмил иной, исполненный ненависти взгляд на 30-е годы прошлого века.
В 1936 году на экраны СССР вышел фильм классика советского кинематографа Якова Протазанова «О странностях любви». Его чрезвычайно любопытно пересматривать сегодня: легко узнаваемые крымские пейзажи, красивая молодёжь, дерзкие для того времени купальники и — массовое увлечение воздухоплаванием. Буквально через пять лет именно это поколение юношей и девушек вступит в бой с вторгшимся в их жизнь нацистским зверьём.
Одной из самых известных девушек того времени была дочь харьковского дворянина и авиаконструктора-любителя Степана Васильевича Гризодубова — Валентина. Свой первый полет девочка совершила будучи двух с половиной лет от роду на аэроплане своего отца. Октябрьскую революцию дворянин Гризодубов принял, а в 1919 году красный военачальник Клим Ворошилов назначил Степана Васильевича директором ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Позже из тех мастерских вырос знаменитый Харьковский авиазавод, в наши дни благополучно почивший после двух украинских Майданов.
Дочь Гризодубова Валентина по окончании школы поступила в Харьковский технологической институт и одновременно в консерваторию, однако её истинной страстью оставалось воздухоплавание. Молодая Советская республика уделяла огромное значение развитию воздушного флота, а бурная эмансипация того времени давала советским девушкам огромные возможности для раскрытия своего потенциала. В 1934 году Валентина Гризодубова становится дипломированным пилотом.
Это было десятилетие массовых рекордов, которые как бы раздвигали рамки человеческих возможностей — на небе, на земле и даже под землёй (вспомним Стаханова). Рекорды как возможность прорыва на новый уровень развития технологий являлись важной частью государственной пропаганды и имели вполне прикладное значение: ускоренное строительство промышленных объектов, освоение Северного морского пути, прокладка новых воздушных трасс и т.п.
Смелость, талант (возможно, и наследственность) быстро сделали Гризодубову весьма заметной фигурой среди женщин-пилотов Советского Союза: в 1937-38 годах она превзошла пять различных американских рекордов скорости. За выдающиеся достижения в освоении авиационной техники и установление мировых рекордов Валентина Гризодубова была награждена орденами Трудового Красного знамени и Красной Звезды, а также стала депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
Когда стал вопрос о подготовке беспосадочного перелета женского экипажа на Дальний Восток, правительством была собрана команда настоящих звёзд того времени: командир Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (второй пилот, тоже рекордсменка), Марина Раскова (опытный штурман, соавтор нескольких рекордов).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7