Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе.
Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации.
В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.
3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало добро на запуск сценария в работу. А в феврале начались пробы актеров.
Юрий Никулин незаменим
------------------------------------
Весь сценарий «Бриллиантовой руки» Костюковский и Слободской писали специально под Юрия Никулина. Вот их заявка: «…На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений…»
Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», а ради морских видов группа уезжала в Адлер.
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».
Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо.
Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.
Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.
Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
Сцена на рыбалке, когда Папанов выныривает из воды, долго не получалась. После очередного неудачного дубля замерзший Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на ассистента: «Идиот!» Это было случайно заснято, а потом Гайдай вставил эпизод в картину.
В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженным в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера. (Мне это положительно нравится!)
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, огоньку не найдется?», — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет.
В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Министр морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!
Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист – герой Каневского, – зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, позже ставшей супругой. Если вслушаться, то можно разобрать, как контрабандист несколько раз повторяет: «Березина куманит!» Березина – фамилия супруги Каневского.
В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини. Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.
Папанов или Пуговкин?
----------------------------------
На роль первого бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Папанов, Пуговкин и Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. Пуговкину предложили попытать счастья на роль второго контрабандиста Геннадия Козодоева.
Миронов или Вицин?
-----------------------------
Кроме Пуговкина, за Козодоева боролись Вицин, Носик, Рудин, Андрей Миронов. Носика и Рудина забраковали с краткой формулировкой: «Не подходят». Мнения худсовета разделились между Вициным и Мироновым.
Из стенограммы обсуждений:
-------------------------------------------
Л. Гуревич (начальник актерского отдела): – Вицин или Миронов? Выбор зависит от того, по какому пути мы пойдем. Если следовать старой традиции – Вицин. У Вицина получилось повторение ранее сыгранного. Новой – Миронов.
Степанов (сценарист): – Миронов не кажется стопроцентным попаданием, он все еще кривляется.
И. Биц (директор творческого объединения «Луч»): – Я за Миронова. Он блестяще подходит к роли.
М. Слободской (сценарист): – Миронову в кино не везет… Убежден, что только Гайдай сделает из него комедийного героя.
И ведь сделал! После «Бриллиантовой руки» Миронов стал всенародно любимым актером, как писали, судьба протянула ему свою «бриллиантовую руку».
Светличная или Лучко?
---------------------------------
Вспоминает Клара Лучко: – В «Бриллиантовой руке» у меня была только фотопроба. Я шла по студии, навстречу шел Гайдай. Он окликнул: «Клара, хочешь попробоваться в мою картину?» Я говорю: «Знаешь, в купальнике мне сниматься – не очень». – «Ну давай попробуем!» Мне дали какой-то купальник, рассказали сцену. Я попробовалась для фото, и все. Роль мне показалась несерьезной. Уехала сниматься в другой картине. Когда вернулась – Светличная уже была утверждена.
После внезапного отъезда Лучко худсовет выбирал Анну Сергеевну (Незнакомку) из трех актрис: Светланы Светличной, Эвы Киви (из Эстонии) и Юдиной.
При этом обсуждение худсовета было бурным: Юдину признали слишком откровенной, Киви – слишком не нашей, а Светличную – сексуальной и чересчур соблазнительной. Утвердили ее на роль с большими оговорками.
Трудный путь Мордюковой
--------------------------------------
Удивительно, но редакторы студии объявили неудачной игру… Нонны Мордюковой!
Из протокола обсуждений:
--------------------------------------
Столпер: – В образе Плюща (фамилия героини Мордюковой. – Ред.) не хватает изысканного гротеска. Получилась бытовая сатира, и здесь Гайдай проигрывает, он здесь чуть-чуть провинциален.
Арнштам (режиссер): Плющ – безумная, одержимая пошлость. Нужно искать…
Кремнев: – Не понравилась Мордюкова. Играет жирно.
Соколовская: – Роль Мордюковой решена неинтересно. Слишком сгущены краски. Плюща слишком много, и она монотонна.
Туровская (критик): – Слабее всего управдом Мордюкова. Ее очень много, и она не смешна…
Э. Рязанов (режиссер): – Мордюкова не получилась.
Гайдай все же отстоял в фильме Мордюкову, и ее образ получился одним из самых колоритных!
Актеры и роли
----------------------
На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Каневский и Мишулин. Каневский показался смешнее, утвердили его.
На роль Шефа претендовали Пицек, Рунге, Шпрингфельд, Романов. В фильме снялся Николай Романов.
Женой главного героя хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
Вырезать из фильма сцену покушения на рыбалке!
В первых кинопробах (кстати, рабочее название фильма «Контрабандисты») свои песни Миронов и Никулин исполняют на пароходе. Но затем решили песню Никулина перекинуть в ресторан.
Вырезали гида, ностальгирующего по родине, и эпизод с девочкой-скрипачкой.
Сильно сокращена Мордюкова, блуждание Миронова по лабиринту за границей.
Предлагалось вырезать и весь эпизод с рыбной ловлей (!). Здесь Гайдай пошел на хитрость: он предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: рыбную ловлю он вообще не сократил!
Протокол худсовета:
----------------------------
Туровская: – Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин. Миронов и мальчик – здесь есть перегиб.
Э. Рязанов: – Мне не очень нравится номер Миронова на теплоходе. Пробеги Миронова в лабиринте длинноваты… Папанов в некоторых кусках пережимает…
Кремнев: – По актерам: нравится Папанов. Никулин мог бы играть острее…
Замечания по сценарию:
----------------------------------
…Недопустимое опошление пионеров в ресторане. Из сценария исключить реплики, носящие двусмысленный характер («Главное в нашем деле – социалистический реализм», «Партию и правительство оставили на второй год» и др.)… Неправомерно большое значение приобрела сюжетная линия сатирического образа общественницы Плющ. Не следует… вкладывать в ее речь политические оценки общественных явлений, давать ей «должность» председателя товарищеского суда.
Нет комментариев