Светлая ему память. Спустя два с лишним десятка лет вспоминать о встрече с художником - задача неблагодарная. Многие детали стерлись из памяти, поэтому решил обратиться к своей заметке в местной газете 1997 года. Называется заметка "Живопись - это восторг". С подзаголовком "Четыре светлых и радостных дня". Предоставляю её своему читателю.
"Теплый июльский дождь неуверенными струями поливал истосковавшуюся по животворящей влаге землю. Автобус городского отдела культуры собирал немногочисленных художников нашего города.
Так начинался пленэр для художников Тулуна, который организовала Лидия Алексеевна Башкатова, в очередной раз не на словах, а на деле показавшая свое искреннее участие в художественной жизни родного города. Ею был приглашен наш куратор, заслуженный художник России Владимир Владимирович Тетенькин.
Загружаем свой художнический скарб, приветливо здороваемся с нашим гостем. В дороге сдержанно переговариваемся. Владимир Владимирович отмечает вслух живописные эффекты состояния природы. Незаметно приезжаем в Евдокимово. Отпускаем автобус и идем по подвесному мосту. Тетенькин берет самый тяжелый рюкзак и упорно не желает послаблений к себе. Сходя с моста, он всё-таки шлепается в грязь.
Наконец, мы в теплой уютной горнице под властью гостеприимства Петра Тимофеевича и Евдокии Ивановны Кондратюк, этих двух немолодых, но юных душой людей, так трогательно, с итинно крестьянской основательностью и щедростью заботившимися о нас до последнего дня пребывания у них. После щедрого угощения идем на берег реки любоваться закатом.
Утром с Костей Белоносовым ставим этюдники на озере. Костя пишет бодрый этюд лесного озера. Просветы влажного теплого неба, блеск воды, непросохшая от вчерашнего дождя трава. Мой этюд маслом не задался. Потом беру гуашь, мало помалу дело идет на лад. И вот самый волнительный момент - показываем этюды мэтру. Вопреки ожиданиям, ни слова ругательного. Владимир Владимирович с юношеской восторженностью отзывается о наших работах. Потом тактично переходит к недостаткам: точными, немногословными фразами профессионала делает нам наставления, советует. И у нас вырастают крылья. С большим воодушевлением работаем от зари до озари. И с нами начинают происходить чудесные превращения: в наших работах начинает появляться воздух, светить солнце, хотя красок на палитру мы выдавливаем меньше обычного.
"Живопись - это восторг!" - цитируя русского художника Константина Коровина, говорит Тетенькин. "Пишите большими отношениями, ставьте себе художественную задачу, живопись делайте от образа", - эти и другие наставления художника нам знакомы, но мы слышим их будто впервые. Этот "старик" не устаёт восхищаться жизнью: закатом солнца, отражением дождливого неба на мокрой дороге, чистотой юности, светлой деревенской горницей и полыханием герани на окне в лучах заходящего солнца. Мэтр ставит нам постановку - проход между двумя сараями в огород, дощатый настил, открытая калитка, и на фоне всего этого деревянного омытого дождями и временем серого "царства" стрелкой блеснула в калитке тоненькая, в лимонном желтом платьице фигурка девочки подростка. Все мы воодушевлены, но никто из нас так и не решился взяться за эту картину. Был преподан урок образного видения.
Прикоснулся мэтр и к нашим работам. Писали с Костей один и тот же мотив, забор, сарай при вечернем освещении. Костя очень красиво "замесил" этюд, но никак не мог собрать его в единое целое. Подошел Тетенькин, взял кисть и уверенными, до предела простыми движениями обобщил землю, мастихином закрыл ненужные просветы неба, уплотнил к небу крыши, совершенно неожиданным замесом - зеленый кобальт светлый с белилами, - очень светло заложил небо. Затем Костя по его совету "вытянул" вперед крышу сарая, и этюд засверкал чистыми красками, светоносным стало небо, вечернее солнце засветилось на заборе и стенах сарая. Еще один наглядный урок.
По вечерам, после захода солнца, выходили на берег "на уху". Долго велись всевозможные разговоры о живописи, истории, литературе, перемежаемые различными бытовыми историями и частушками под гармонь Петра Тимофеевича. А утром мы снова вставали к этюдникам, чтобы в очередной раз попытать счастья передать на холстах восторг от Божественной природы.
Но всё кончается. Счастливым, светлым, незабываемым мгновением промелькнули четыре дня, наполненные светлой радостью от общения с Божией милостью художником , природой, друзьями-единомышленниками.
Тетенькин еще один день погостил у нас в Тулуне "по вине" нерадивого шофера, подарившего нам еще один счастливый день тем, что не приехал вовремя за нами в деревню.
Из всех разговоров в этот день мне запомнился отпор, который дал Владимир Владимирович местной авангардистке со свойственной ему энергией и любовью к оппоненту. Черным квадратам душ, идущих в этом направлении в искусстве он про
тивопоставил примеры живого, образного видения мира. Простыми живыми примерами он показал, что реальная действительность являет нам бесконечное множество предметно-образных толкований её.
Живым подтверждением тому является его личное творчество, представленное в Иркутском художественном музее на его персональной выставке в честь 70-летия художника.
Комментарии 23
Текст написал ты? Если да - мой низкий поклон...
Твой текст - живая история...
Я всегда считал, что творческий человек талантлив во всем...
Огромное спасибо за публикацию - читал, не отрываясь...
Увидела свои любимые "Сирень" и "Жарки"! Незабываемые) где они сейчас, чьи стены украшают?
Молодец Николай красивое письмо твоё и друга о прекрасном прекрасным повествование