Алешино
В петербургском архиве РГИА (фонд 91 опись 3 дело 751) содержатся анкетные сведения о школах Егорьевского уезда в 1895 году. Среди них – и школа при Знаменской церкви села Алешня. Какой же она была через пять лет после основания?
Описание Алешинского церковно-приходского училища составлено в январе 1895. В нем указано, что школа существует, как и церковь, с 1889, построена одновременно с церковью и другими прицерковными помещениями на средства почетного гражданина г.Егорьевска Никифора Бардыгина, собственного капитала не имеет, притом и волость и общество в расходах на содержание училища не участвуют. В нем учились дети обоих полов, мальчиков – подавляющее большинство: так, в 1895 было 40 учащихся, 37 мальчиков и 3 девочки (все из крестьян). В основном это были дети 8-9 лет (таковых 27 человек), тех, кому 10-11 лет, было 11 человек, и двое в возрасте 12 лет. Училище было одноклассным (т.е. весь курс обучения составлял 1 год), с двумя отделениями – младшим и старшим. В школу ходили дети, жившие не далее 3 верст от школы: из них 12 – близ церкви, 5 – в радиусе до 1 версты, 20 – от одной до двух верст, 3 – от двух до трех верст. При школе имелся ночлежный приют, учащимся не возбранялось ночевать в нем. Занятия начинались 1 сентября и заканчивались 25 мая, при этом число учебных дней в году составляло около 170. Попечителем училища был, по-видимому, Бардыгин, благословленный на то архиепископом рязанским Феоктистом. Здание школы было деревянным, крытым железом. В нем размещались две классные комнаты размером 5,5 на 9 аршин, одна с 5, другая с 3 окнами. Обучение велось по программе для церковно-приходских школ, утвержденной в 1884 году. До появления в Алешне церкви школы тут не было, и «местное население обучало детей у доморощенных грамотеев, преимущественно у раскольнических уставщиков и начетчиков, которыми изобилует наш приход» (цитата).
В школе было два учащих (учителя): законоучитель – священник Василий Яковлев, могила которого находится у входа на местное кладбище, и учитель – дьякон, имя которого в документах не называется, но выяснить это можно легко по метрическим книгам. Оба жили тут же, в церковном доме. Жалования не получали (ни деньгами, ни натурой), но, вероятно, время от времени получали награду: так, в 1894 Яковлев получил 15 руб., а дьякон – 25 руб., из каких средств – не сказано, возможно, от попечителя. Законоучитель обучал Закону Божиему, дьякон – другим предметам, главным образом, русскому языку и арифметике, а также детям сообщались сведения «о физических явлениях: 1) отчего происходят гром, молния и дождь; вращение земли 2) о почве и ея удобрении 3) об уходе за домашним скотом и о разведении хорошей породы» (цитата). Главное внимание, конечно, уделялось «изучению Закона Божия и чтению, беглому и толковому, славянской грамоты – Евангелия на славянском языке с переводом на русский и учебного Часослова» (цитата). Такие предметы, как ремесло, рукоделие, сельское хозяйство, садоводство, гимнастика и ручной труд в школе не преподавались, пению дети обучались под руководством дьякона. Из учебных книг (помимо церковных) названы: пособие Л.И. Поливанова, «Уроки русского правописания» Ф.Ф. Пуцыковича, «Обиход нотного пения», задачник и «Методика начальной арифметики» А.И. Гольденберга. Школа имела 9 наименований учебников общим числом 315 шт., 8 книг для учителя, 20 наименований книг для внеклассного чтения общим числом 70 шт., наглядные пособия (карты, счеты, картины), выпуски журнала «Русский паломник» за 1892 и 1893 гг.
О священнике Василии Яковлеве известно, что он окончил Рязанскую Духовную семинарию, в 1895 году ему было 34 года, его педагогический стаж составлял уже 10 лет, из них 5 лет – в Алешинской школе. Он был женат и имел 5 детей, жил с семьей при церкви. Дьякон учился в двухклассной Рязанской Духовной семинарии, но не окончил ее. Возраст – 24 года, педагогический стаж – 2 года в Алешинской школе, женат, детей нет. Местное население высказывало желание иметь нового учителя, «который бы всецело занимался этим делом, так как учитель-дьякон иногда бывает отвлекаем неотложными требами» (цитата).
Организация школы в Алешне имела и утилитарную цель – борьбу с расколом. Отчет радостно утверждал, что «меньше стало уклонений в раскол, а, наоборот, из раскола в православие». Поиски «правильной» веры сопровождались чтением книг, разговорами и зачастую спорами между ново- и старообрядцами. «Потребность в чтении для местного населения есть, и больше всего – противораскольнического, полемического содержания книги вращаются среди них, а также и религиозно-нравственного содержания, особенно жития святых и Четьи-Минеи; бывают чтения на домах в кругу нескольких лиц и со словопрениями с раскольниками; уважают многие чтение старопечатных книг единоверческой типографии, каковых есть: Златоуст, Кириллова книга, «О вере», Большой и Малый катехизисы» (цитата). По воскресеньям с 1891 г. велись занятия со взрослыми. Так, в 1893-1894 уч.г. священник 11 раз беседовал с прихожанами на тему обличения старообрядчества. На эти занятия приходили преимущественно мужчины. При церкви была и бесплатная библиотека для взрослых, устроенная еще в 1890 году. Ею пользовались до 400 человек в год, а фонд составляли книги 300 наименований в 300 томах и журналы 6 наименований в 18 томах. Заведовал библиотекой сам священник, время от времени их церковных средств ассигновались деньги на пополнение фонда (в 1894 было выделено 30 руб.).
Даже столь непродолжительный курс учебы (1 год) давал крестьянским детям достаточную подготовку, чтобы на лучших условиях устроиться на работу. В документах сказано, что «окончивших курс охотно берут местные фабриканты г. Егорьевска в свои конторы для различных работ и занятий, где требуется грамотный» (цитата), ведь в конце XIX в. далеко не все умели писать и читать.
Автор: Папилова Е.В.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев