Первоначально он ездил на ярко-красном, но маломощном, авто американской фирмы «Стивер». При разгроме колчаковских соединений достался «Паккард», мощный, но предназначенный для городских условий. Больше всех по нраву пришёлся «Форд-Т», не очень скоростной, выдававший всего 50 км/ч, но удивительно выносливой и практически «неубиваемый» — для степного бездорожья то, что надо.
Именно этим автомобилем управлял Василий Васильевич Козлов. Прежнего водителя, Николая Иванова, у начдива фактически похитили, отозвали в Москву и назначили личным шофёром сестры Ленина Анны Елизаровой-Ульяновой. Впрочем, В. В. Козлов тоже был асом с солидным по тем временам трёхлетним опытом вождения. И не только вождения, в полевых условиях шофёру не приходилось надеяться на помощь авторемонтных мастерских. Всё приходилось делать самостоятельно. Вот как вспоминал об этом В. В. Козлов: «Скажу прямо — это было горе, а не машины. Водителям приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы хоть как-нибудь залатать и пустить в ход эти потрёпанные автомобили... У нашего «фордика» особенно плохо было с запальными свечами, ни одной запасной! Нередко приходилось перебирать их, промывать, переставлять с места на место. Двигатель-то работал на суррогате — лигроине, бензоле, керосине...»
Василий Васильевич Козлов, 1897 — 5 марта 1985, уроженец села Байка, Сердобского уезда Саратовской губернии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, ветеран партии и труда, персональный пенсионер. Жил в Челябинске, работал на тракторном заводе. Автор книг «Наш Чапай», 1951 год, «Рядом с Чапаевым», 1968 год.
Комментарии 5
Алексей,очередное спасибо и когда только время находишь на исторические изыскания,касательно Сердобска и Пензенской обл.
Иосифу Виссарионовичу фильм пришелся по душе, к тому же, патриотическое воспитание было необходимо!