ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИ́ТА МИДИКИЙСКИЙ, ИГУМЕН
I. Преп. Никита, ныне прославляемый, происходил из Вифинийского города Кесарии. Послуживши немного при одной церкви в должности церковнослужителя, он ушел в Мидикийский монастырь, где с горячим усердием стал подвизаться для Господа и для души своей в посте и молитве. Во всем монастыре не было ревностнее Никиты. За высокую подвижническую жизнь он скоро был избран в настоятели обители. Бог наградил его даром чудес. Слух о нем распространился далеко. Многие стали приходить, чтобы спасаться под руководством его. Собралось 100 иноков. Мирно, тихо шла жизнь преподобн. Никиты. Но в его время распространилась ересь иконоборческая. Император Лев армянин (813–820 г.) воздвиг жестокое гонение на всех почитателей св. икон. За почитание святых икон лишали имущества, должностей, подвергали заключению в темнице, отправляли в заточение и предавали всевозможным мучениям. Дошла очередь и до св. Никиты. Так как от почитания св. икон он не отказывался, то его заключили сначала в темницу, а потом послали в заточение на остров св. муч. Гликерии, где он томился целых шесть лет и много перенес обид и оскорблений. Но здесь Господь его прославил и Никита силою Божиею совершил много чудес. – Со смертию императора Льва армянина кончились страдания препод. Никиты. Вступил новый царь – почитатель икон, и все изгнанные за иконопочитание были возвращены на свои места. Возвращен был из места ссылки и Никита. Но в свой монастырь он уже не пошел, а последние дни своей жизни провел в безмолвии в одном уединенном месте близ Константинополя, где скоро и кончил свою жизнь в 824 г. Тело его торжественно было перенесено в Мидикийскую обитель. И по смерти Господь прославил его чудесами, которых много совершилось и во время погребения и после его.
II. Мы видели, что в жизни своей преп. Никита долго скорбел, много страдал, и страдал совершенно незаслуженно, единственно за любовь к истине, правде. Голод, жажда, обиды, притеснения, темничное заключение, заточение, – вот что было уделом его, и это несколько лет, и это среди самого горячого служения Господу. – Но нужно ли удивляться сему? Это удел всех хотящих благочестно жити о Христе. Это испытывали все апостолы, Сам Он, Спаситель, – Сам испытал и другим Своим последователям тоже предсказал. «Аще Мене изгнаша, и вас изженут», говорил Иисус Христос. Но только, предсказывая Своим последователям скорбную участь на земле, Спаситель не несчастными, не жалкими их называл, а блаженными, счастливыми. «Блажени изгнани правды ради». Блаженны они потому, что среди гонений и преследований они имеют такие утешения, которые и самую горькую чашу их страданий делают для них самою сладкою и приятною.
а) Чтобы понять,откуда утешения у страдальцев за правду, нужно знать, что гонимые за правду терпят бедствия совершенно незаслуженно, невинно. Вот это-то и есть первое утешение в гонении за правду. Если гонят их лжеучители, неправомыслящие в вере, это значит, что гонимый есть самый преданный сын церкви. Преследуют люди, живущие свободно по движению чувств, всякий грех считающие ни во что, – это показывает только строгость его правил и чистоту всего его поведения. Сознание невинности своей проявляется в нем таким образом во всей силе. А от этого у него светло и отрадно делается на душе. Он не себя считает жалким, а гонителей своих, не своих несчастий боится, а трепещет за участь, ожидающую в будущем гонителей его. От сознания невинности христианину делаются светлыми и мрачные стены темницы и самые двери гроба, потому что он знает, что они поведут не на дно адово, а в обители успокоения. Страшно для несправедливо-гонимых не в темнице быть, не узами железными скованными быть, а грех тот или другой сотворить, Бога чем-нибудь оскорбить, от веры отступить.
Но не одно сознание невинности своей дает утешение христианину среди неправедных гонений со стороны злых людей. Есть и другие причины.
б) За кого христианин терпит гонение? За Иисуса Христа – вот второе утешение в гонении за правду! Кто имеет сердце, способное любить, тот знает, как приятно страдать за человека, нами любимаго, – тот знает, что с любимым человеком гораздо приятнее разделять его горести, нежели его удовольствия. Опыт всякого может уверить в этом. Многочисленные примеры в истории жизни человеческой ясно доказывают, как приятно любящему страдать и даже умирать за своего друга и благодетеля. Но какая любовь может сравниться с любовию христианина к И. Христу? Его любовь к Нему крепка, «яко смерть. Кто ны разлучит от любве Божия?» – взывает апостол – «Известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия» (Рим. 8, 39). Так высока любовь христианина к И. Христу! Во Христе для него заключается все, – со Христом для него и на гноище, и в узах, и в темнице, и самых тяжких работах бывает гораздо приятнее, нежели счастливцам мира сего в светлых и пышных чертогах. И вот почему мы видим, что христианин с такою радостию всегда идет на все страдания за Иисуса Христа, с какою жених не идет на брак свой. Вот почему в первыя времена христианства многие из христиан не только не уклонялись гонений, но даже сами искали их, и спешили на смерть за имя Христово. Так подлинно великое утешение христианин, гонимый за правду, имеет в мысли, что он страдает за своего Христа, Который для него есть и жизнь, и радость, и надежда, и прибежище.
III. Итак, вот откуда христианин почерпает себе утешение среди гонений за правду. Да не устрашит же никого из нас ненависть и злоба людей, преследующих за истину. Да не убоимся исповедать истину пред всеми, даже пред сильными мира сего, если того будут требовать от нас наш долг и совесть. Будем бояться одного, как учит апостол, чтобы не пострадал кто из нас, «яко убийца, или яко тать, или яко злодей, аще ли же яко христианин, да не стыдится, но да прославляеть Бога в части сей» (I Петр. IV, 15). (Извлеч. в сокр. из книги: «Уроки из жизни святых», свящ. П. Шумова).
Прот. Григорий Дьяченко.
ЖИТИЕ
Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).
Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.
Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.
Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.
Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.
В те годы при императоре Льве Армянине (813–820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого патриарха Никифора (806–815; † 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.
Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.
Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег.
В 824 году при новом императоре Михаиле (820–829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом. На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИКИТЫ ИСПОВЕДНИКА СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/302КОНДАК ПРЕПОДОБНОМУ НИКИТЕ МИДИКИЙСКОМУ, ИСПОВЕДНИКУ, ГЛАС 2
Небе́сный ум и житие́ стяжа́в,/ сия́еши я́сно, я́коже со́лнце, све́тлостию дел,/ просвеща́еши су́щия во тьме жите́йстей, о́тче Ники́то,/ и, приводя́ всех к Бо́гу,// моли́ непреста́нно о всех нас.
ПЕРЕВОД: Небесный ум и образ жизни приобретя, сияешь ярко, как солнце, славой твоих деяний, просвещаешь находящихся во тьме житейской, отче Никита. Приводя всех к Богу, молись не переставая обо всех нас.
Нет комментариев