Антипасха (от греч. ἀντιπασχα – вместо, напротив Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением праздника Пасхи в 8-й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.
Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника).
В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
Название «Неделя о Фоме», или «Фомина Неделя» («Фомино воскресенье»), появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении. Вместо отдания Пасхи праздник стал воспоминанием второго явления воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (см. Ин. 20, 19–31). Современное богослужение этого дня посвящено в основном 2-й теме – воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника.
В этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова. Действительно, анализ идейного содержания песнопений показывает, что тема воскресения Христа и в этой службе является доминирующей, но рассматривается немного в другом ракурсе. Мы празднуем то же событие воскресения, но акцентируем внимание на других связанных с ним деталях: явлении апостолу Фоме и обновлении мира.
Святитель Григорий вот как говорит о различии Пасхи и Антипасхи: «То был день спасения, а это – день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему».
Все богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником» (осознавая всю условность такой терминологии).
Этот праздник открывает собой период после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться таинство Брака.
«От преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в Церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо, или против Пасхи. Притом день сей, служа заключением Светлой, служит вместе началом другой – Новой Недели после Пасхи – царицы праздников; им начинается круг Недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в Церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи Неделею Новою, т. е. первой – днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святого Григория Богослова, напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения».
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299);
прп. Мемнона Чудотворца, игумена Египетского;
преподобного Нектария Оптинского (1928);
преподобного Амфилохия Почаевского (Головатюка) (1970);
мчч. Диодора и Родопиана, диакона (284–305);
свт. Василия Острожского, митрополита (1671) (Серб.);
трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Церковный календарь.
см видео по ссылке.
https://youtu.be/a3PoR5BiZQM
Нет комментариев