Лаковая миниатюра – удивительный народный промысел, который зародился несколько веков назад и был невероятно популярен.
Сегодня же это искусство осталось как элемент народной русской культуры, как часть восхитительного русского ремесла, филигранного, тонкого, изысканного и все еще остающегося интересным, интригующим.
Лаковая миниатюра – это утонченное искусство живописи.
Мастера вручную создавали небольшие изображения, которые затем покрывались лаком и старательно закреплялись. Существует несколько школ лаковой миниатюры: Федоскинская, Палехская, Холуйская. Наибольшую известность приобрела Палехская школа лаковой миниатюры.
В 1924 году в Палехе родилась артель древней живописи. Трудом и вдохновением энтузиастов-художников создавалось основанное на древних традициях глубоко национальное искусство советской лаковой миниатюры.
Произведения художников-палешан отмечались золотыми и серебряными медалями, призами и почётными грамотами на многих отечественных и зарубежных выставках.
В 70-е годы ХХ века в Палехе работало 170 мастеров-живописцев, из которых 57 были членами Союза художников СССР. Этот большой отряд профессионалов дополняли студенты художественного училища. Причастными к искусству по праву считали себя и первые помощники художников. Это те, кто был занят сложнейшими процессами подготовки различных материалов, из которых вырабатывались лаковые шкатулки и пластины, и не менее сложными процессами окончательной «доводки» палехских художественных изделий.
Большую роль в становлении советской лаковой миниатюры палешан сыграл Максим Горький поддержавший первые шаги энтузиастов.
Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет.
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки. Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак. После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом. Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи. Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло. В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев