Если он творит добро по закону совести, помогает ближним, творит милостыню, неужели Бог спросит с него – почему он не уверовал во Христа, не крестился, не ходил в Церковь? Неужели Всемилостивейший Бог не помилует такого человека ради добрых его дел и не введет его в вечную жизнь?»
Но тот, кто думает, что человек может оправдаться неведением Бога, неведением Искупителя, – тот ниспровергает всю нашу веру, искажает понятие обо всем домостроительстве Божием, по сути, отвергает подвиг Христов. Здесь все учение о спасении подменяется ложным понятием. Как раз, – неведение Бога и есть та смерть, которая обрекает человека на вечное пребывание во мраке. Ад как раз и означает место, где находятся не познавшие при жизни своей Бога души, потому обреченные вечно быть в удалении от Его Сияния: «Тот, кто умрет, имея ослепленный ум, не узрит Тебя, Боже мой, умное Солнце, но отойдя из тьмы, переселится во тьму, и навеки будет удален от Тебя!» – восклицает св. Симеон Новый Богослов66. Он же пишет: «Божество же никому никогда не являлось без веры. Но если бы и явилось Оно иногда кому без нее, то будет страшно и трепетно; ибо в таком случае Оно не просвещает, а сожигает, не животворит, а мучит...»67 «Жизнь будущая», – утверждает св. Николай Кавасила, – «если и примет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, то для таковых нисколько не послужит к благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире...»68 «Всякая душа», – говорит св. Макарий Египетский, – «которая не приняла в себя, и не упокоила Его (Господа) в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, – не имеет наследия со святыми в Царстве небесном, и не может войти в небесный град»69.
Святой Игнатий Брянчанинов строго обличал подобные суждения: «Христиане! Вы рассуждаете о спасении, а не знаете, – что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец, не зная Христа – единственное средство нашего спасения... Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих! Такова цена добродетелей естества нашего падшего! ...Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера, но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно же, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! ...Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтобы язычники и магометане, за то что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него, за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства»
Архимандрит Лазарь Абашидзе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев