01 августа 1977 года в 2 часа ночи к причалу № 3 Сормовской нефтебазы прибыл танкер ТН-602, заполненный этилированным бензином А-76 емкостью 482 тонн для дальнейшей выгрузки. Для экипажа, состоящего из семи человек и четырех членов их семей, это был обычный рабочий рейс. То, что произойдет спустя несколько часов, запомнится оставшимся в живых навсегда. В 3 часа 30 минут сразу из пяти наполненных баков началась выгрузка бензина через специальные насосы танкера. Все шло по плану, но...
Как грозное знамение в тихую, спокойную ночь после выгрузки 102 тонн бензина в 4 часа 30 минут из строя выходит соединительная муфта генератора. Около трех часов ушло на ремонт дизель-генератора, и в 7 часов 30 минут операция по сливу бензина была продолжена. Заметьте, в этой истории наблюдается роковая последовательность минут, ибо на танкере все самое тревожное происходило на тридцатой минуте. В 8 часов 30 минут механик Шипунов В.В. услышал странный шум в работе двигателя и, спустившись в машинное отделение, он "на всякий пожарный случай” уменьшил обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв и огненный смерч охватил танкер. В один момент судно превратилось в вулкан, извергающий огненную лаву бензина.
О пожаре на центральный пункт пожарной связи было сообщено в 8 часов 34 минуты. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову "Пожар №3”: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения, пожарные катера "Горьковчанин” (УПО УВД), "Дозорный” (ВОРП г. Н.Новгорода) и теплоходы «Верстовский” (Завод «Красное Сормово»), «Беринг», «Разлив» (ВОРП), «Урал-7» («Волготанкер») - всего 6 судов. Далее счет уже шел на мгновения. Сосредоточение подразделений было закончено в течение 15 минут с момента вызов, еще через четверть часа прибыли суда. А первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Все это время раскаленный корпус танкера постоянно охлаждался лафетными стволами. В теплоотражательных костюмах мужественно сражались с огнем десятки пожарных. Все они прекрасно знали характеристики подобного объекта, всю опасность, таящуюся в недрах раскаленных танков, но огонь должен быть побежден. Охваченный огненной бурей, танкер в любую минуту мог взлететь на воздух, и в любую минуту пожарным угрожала смертельная опасность быть заживо сожженными в этом адском котле. С помощью восьми пенных генераторов и 15 водяных стволов, благодаря самоотверженным действиям пожарных, к 9 часам 15 минутам пожар был локализован.
Комментарии 1