В первых своих фильмах Кононов играл, в основном, простых и бесхитростых пареньков из народа: в картине Михаила Каника «До свидания, мальчики!», лирической киноповести Анненского «Первый троллейбус», у Трегубовича «На войне, как на войне».
Алеша Семенов в ленте Глеба Панфилова «В огне брода нет» и начальник Чукотки в одноименном фильме принесли молодому актеру настоящий успех.
На эти же годы пришлась небольшая роль Фомы в фильме «Андрей Рублев» Тарковского – Кононов всю жизнь ценил эту работу больше остальных, считая, что именно она принесла ему признание в профессиональных кругах.
Люди верили добрым и обаятельным персонажам Кононова, особенно наивному школьному учителю «для взрослых» Нестору Петровичу.
Успех легкого и ироничного фильма «Большая перемена» даже несколько расстроил актера – Михаил Иванович впоследствии недолюбливал свои работы, имеющие массовый успех:
«Фильм «Большая перемена» – это картина для народа, для массового зрителя. Мне ценнее «В огне брода нет», «Андрей Рублев», – признавался Михаил Иванович в интервью «Новым Известиям».
Кононов продолжал сниматься. Роли Митьки Ярмолюка из трагикомедии «Здравствуй и прощай» и Павлика в мелодраме «Начало» научили актера «смеяться сквозь слезы». Он открыл публике нового трагикомического артиста, умело сочетающего комедийное начало с драматической глубиной.
Необычное дарование помогло Кононову и в детском кино – в 1975 году режиссер Геннадий Васильев пригласил его на роль писаря Яшки в сказке «Финист – Ясный Сокол».
Работа оказалась необыкновенно удачной: вместе с другими персонажами второго плана в исполнении Вицина и Пуговкина Кононов придал картине тот задор, который помог ему и дальше работать в фильмах для детей.
Актер сыграл начальника стражи Грызуна в картине Васильева «Пока бьют часы», садовника Зинзивера в «Кольце Альманзора» и, наконец, коварного космического пирата Крыса в «Гостье из будущего».
Предчувствуя упадок советского кинематографа, с конца 80-х Кононов стал реже появляться на экране. Он сыграл офицера КГБ в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», Климента Ворошилова в драме Андрея Михалкова-Кончаловского «Ближний круг», но от большинства предложений категорически отказывался.
Читая многочисленные сценарии, Кононов ужасался нелепости большинства фильмов того периода. Не желая разменивать себя на безвкусицу и из преданности товарищам по сцене, «отдававшимся искусству сполна», к началу нового века Михаил Иванович окончательно оставил кино.
«В 1994 году дал себе слово – сниматься я не буду. Многие фильмы – это жуть и фальшь. Кино обязательно должно воспитывать человека», – признавался Кононов в интервью.
Перестав общаться с прессой, московскую суету он променял на уединенную жизнь в деревне под Можайском, куда переехал вместе с женой. Единственное исключение актер сделал для своей последней роли – в экранизации романа Солженицына «В круге первом».
К тому времени Кононов был уже болен, но выкладывался на площадке, как мог.
Перед смертью Михаил Иванович написал автобиографию, но издатели отказались публиковать ее бесплатно, а пенсии Народного артиста России оказалось недостаточно.
Равнодушие к судьбе Кононова проявили и бывшие друзья – не знали, где он жил и на какие средства существовал. Пришла «вторая смена», которой так боялся один из героев «Большой перемены»: актер умер в бедности, оставленный коллегами и разочаровавшись в современном кино, но, безусловно, не забытый зрителями всех поколений.
Ко дню рождения актера МИХАИЛА КОНОНОВА.
Выступать на сцене Михаил Кононов начал в школе вместе с Андреем Смирновым, ставшим впоследствии кинорежиссером. Они вместе готовили эстрадные программы, и успех в школьной самодеятельности подтолкнул Кононова к поступлению в театральное училище.
В 1963 году он окончил театральное училище имени Щепкина, и был принят в Малый театр, но проработав в нем пять лет, в 1968 году актер покинул театральные подмостки. Впервые Михаил Кононов снялся в кино ещё студентом театрального училища.
В 1961 году он дебютировал в роли простого паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева "Наш общий друг". Впоследствии за два десятилетия им было сыграны немало ролей такого же плана:
Колька - в лирической киноповести Исидора Анненского "Первый троллейбус", Витька Аникин - в картине Михаила Калика "До свидания, мальчики!", Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова "В огне брода нет", младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира Трегубовича "На войне, как на войне" и другие роли.
Таким же предстал перед зрителями ревкомовский писарь Алексей – герой Кононова в трагикомедии "Начальник Чукотки", вышедшей на экраны в 1966 году.
В этой картине Михаил Кононов и Алексей Грибов создали великолепный комедийный дуэт, щедро позволяя по очереди солировать друг другу. В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова – драма Андрея Тарковского "Андрей Рублев".
Актеру досталась в ней небольшая роль Фомы. Но именно она, по словам Михаила Ивановича, являлась одной из его лучших работ.
К началу 70-х годов Михаил Кононов был популярен и любим народом, много снимался в кино. Его герои, как правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными.
Полюбился зрителям нескольких поколений фильм "Большая перемена", где Кононов сыграл учителя Нестора Петровича.
Сам Михаил Кононов недолюбливал работы, принесшие ему популярность зрителей – "Начальник Чукотки", "Большая перемена" и "Гостья из будущего". "Если говорить о признании в профессиональных кругах, - говорил актер, - то наибольший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине "Андрей Рублёв".
А массовый успех, какой имеют "Большая перемена" или "Гостья из будущего", меня не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг. Когда прочёл сценарий "Большой перемены", то просто пришёл в ужас и сказал себе:
"Ну, если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр". Мне кажется, что я справился с этой ролью при помощи блистательных актёров, которые только начинали в "Большой перемене".
В 70-80-е годы Михаил Кононов особенно много снимался, и впервые попробовал сняться в детском кино. Режиссер Геннадий Васильев пригласил его на роль писаря Яшки в сказке "Финист – Ясный Сокол".
Работа оказалась необыкновенно удачной. Персонажи второго плана в исполнении Михаила Кононова, Георгия Вицина и Михаила Пуговкина стали равноправными героями картины.
После выхода "Финиста - Ясного Сокола" Геннадий Васильев снова пригласил актера для совместной работы в свою новую картину "Пока бьют часы" на роль начальника стражи Грызуна.
А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский – постановщик киносказки "Кольца Альманзора" - увидел в Кононове главного героя. Чуть позже Кононов появился в образе коварного космического пирата Крыса в "Гостье из будущего".
Кононов с удовольствием вспоминал свои работы у таких режиссеров, как Михаил Калик, Андрей Тарковский, Глеб Панфилов и Виталий Мельников. "Я, между прочим, числюсь в Голливуде как ведущий актер Советского Союза. А то, что сегодня показывают, — это самодеятельностиэь.
Раньше кинематографисты каждый кадр вылизывали. Помню, у Тарковского наша съемочная группа просидела целый день под Владимиром, ожидая, когда оформят болото для съемки. Так и не дождались.
А сейчас лепят невесть что! В Щепкинском училище мои однокурсники — Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль — все отдавались искусству сполна", — говорил Кононов.
В фильме Глеба Панфилова "В круге первом" он снимался, когда был уже болен. "Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из критиков не заметил и этого", — говорила Инна Чурикова.
Незадолго до смерти Кононов написал книгу, которую ему не на что было опубликовать. Несмотря на тяжелое состояние, в последние дни своей жизни всенародно любимый актер старался не терять присутствие духа.
Актер говорил, что хочет прожить как минимум еще три года. "Говорил о книге, автобиографии, которую только что закончил. По его словам, в ней он "написал всю правду о своей жизни", — отмечали его знакомые.
Кононов расстраивался, что ни один издатель не берется публиковать книгу бесплатно. Собственных средств у актера не было: пенсии не хватало даже на жизнь. Михаил Иванович часто говорил, что хочет дожить хотя бы до 70 лет, и мечтал сняться в хорошем фильме, чтобы заработать деньги на публикацию мемуаров.
Болезни Михаила Кононова обострились после того, как он попал в неприятную историю, связанную с продажей квартиры. На актера напали, жестоко избили, он долго лежал в больнице.
После этого, по словам очевидцев, актер стал сам на себя непохож. Обострились старые болезни, стали отниматься ноги. Ему так и не удалось восстановить здоровье. Пенсий Михаила Ивановича и Натальи Павловны не хватало даже на самое необходимое.
В то же время на лечение актера были нужны средства, и супругам пришлось продать свой дом в Подмосковье. На вырученные деньги Кононова определили сначала в клинику, потом в обычную больницу.
Но и эти средства скоро закончились. С каждым разом находить деньги на лечение было все труднее. Антонина и Борис Лебедевы, московские соседи Кононовых рассказывали:
"Мы хорошо знали эту семью. Часто помогали им с бытовыми проблемами, подсказывали, что где находится в новом для них районе. Думаем, что мы сдружились. В последние месяцы единственной его страстью была рукопись книги.
У него было шесть экземпляров. Он носил их в разные издательства, но никто мемуарами артиста не заинтересовался. О чем он писал? О родителях. О своей тете, которая в него очень много вложила, про школу, друзей. Вспоминал Олега Даля, Виталия Павлова, Инну Чурикову, Глеба Панфилова.
Рассказывал о своих ролях в фильмах. Когда Кононовы только-только переехали, он еще был довольно бодрым, наверное, сказывался "заряд", полученный на съемках фильма "В круге первом".
Но, к сожалению, ненадолго. Не знаю, как им жилось в деревне, но здесь было очень тяжело. То Наталья заболела, то следом в больницу попал Михаил. Естественно, ни о каких съемках и речи быть не могло.
К тому же, как мне показалось, он отказывался сниматься, потому что не принял новое время. Очень уважал Никиту Михалкова. Лучшей своей ролью считал Фому Неверующего из "Андрея Рублева" Тарковского.
Как-то раз совершенно на автомате поздоровались с ним: "Здравствуйте, Нестор Петрович". Но он не был человеком одной роли. Великолепно сыграл и в "Андрее Рублеве", и в "Начальнике Чукотки".
Непонятно только, почему такого хорошего актера пытаются очернить. Недавно по телевидению прошел сюжет про безработных актеров, начавших пьянствовать.
На записи Михаил Иванович сидел за столом, на котором стояла какая-то рюмка. И это подали, будто он пил беспробудно. Но мы - то точно знаем, что он никогда не злоупотреблял алкоголем. Его сломила болезнь, а не водка".
Римма Маркова рассказывала: "Миша был артист номер раз. У нас талант начинают ценить, когда человека уже нет. Россия, к сожалению, любит только мёртвых. Миша никогда никому не жаловался, артисты ведь стесняются своей бедности, в которой виноваты не они, а государство.
От Партии пенсионеров я обратилась в правительство к Сергею Миронову с просьбой добавить к пенсии хотя бы какие-то деньги, составили список из 50 человек.
Миша, конечно, был в их числе, но вот получить денег не успел. Так горько".
Михаил Кононов умер 16 июля 2007 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1