Экспертный Клуб «Профессионально об актуальном» провёл очередное заседание. Тема: «Пишем Конституцию. Какая политическая система актуальна для Беларуси». В мероприятии приняли участие эксперты, политики, дипломаты, журналисты. В ближайшие дни будет подготовлена видеопередача по итогам состоявшейся дискуссии. А пока несколько штрихов к актуальному обсуждению важного вопроса.
Валерий Карбалевич
У Лукашенко пока нет ясных представлений, что делать с Конституцией. Есть смутные ощущения, что преемнику, если вдруг он появится, нельзя оставлять огромные полномочия.
Одной из важных статей будущей Конституции будет гарантия неприкосновенности первого президента.
Владимир Мацкевич
Как бы мы не хотели вернуть страну в пространство конституционной законности, мы понимаем, что сегодня вопрос изменения конституции увязан с угрозой потери суверенитета страны. Синхронно поставленная задача переписывания конституций в России и в Беларуси предназначена для того, чтобы убрать конституционные препятствия для поглощения Беларуси Россией через "союзное государство" и обнуление ограничений для Путина.
общество, экспертов и специалистов пытаются ангажировать в процесс переписывания конституции через обсуждение отдельных положений и статей, которые могут быть сколь угодно важными и принципиальными сами по себе, но теряют всякий смысл, если измененная конституция признает приоритет союзного государства перед суверенитетом Беларуси. Но именно обсуждение этого конституционного положения в рабочих группах "по интеграции" всячески скрывается от общества и даже депутатов
Андрей Поротников
С учетом неясность внешнеполитичексого фона, нак отором может происходить политическая реформа в Беларуси, скорость принятия решений может иметь ключевое значение. Поэтому целесообразно сохранить президентскую республику обеспечив четкое разграничение компетенций и полномочий между президентом и парламентом
Михаил Пастухов
Президентская форма правления за 25 лет власти А.Лукашенко себя дискредитировала и превратилась в несменяемую единоличную власть.
Выходом из этой ситуации может стать преобразование Беларуси в парламентскую республику. При ней главную роль в управлении делами государства играет парламент – высший представительный и единственный законодательный орган власти.
Такая форма правления соответствует менталитету белорусского народа, что подтверждается многовековой историей. Это - коллективное правление достойных. Одному из них поручают быть первым при участии других. Так было в Беларуси вплоть до выборов первого президента.
Парламентская форма правления сейчас установилась почти во всех странах Европы. При ней может быть должность «мягкого» президента, избираемого парламентом или специальным представительным органом (например, в Германии, Италии, Венгрии, Чехии). А можно обходиться и без этой должности. Так, в Швейцарии парламент каждый год избирает первых двух лиц – президента и вице-президента.
На мой взгляд, швейцарская модель правления является наиболее походящей для Республики Беларусь. При благоприятных обстоятельствах Беларусь может стать второй Швейцарией – демократической, процветающей и нейтральной страной.
Для перехода к лучшей форме правления достаточно восстановить Конституцию 1994 г. и избрать легитимный парламент, каковым является Верховный Совет Республики Беларусь. Условием для этого может быть созыв широкого народного форума (собрания, съезда, конгресса), который вправе выступить в качестве представительного органа народа (ст.3 Конституции).
#ЕвроДиалог #дискуссия #ЭкспертныйКлуб #лябедзька #liabedzka
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4
Парламентская республика
Президентская
Смешанная