• К 100-летию Оймяконского района
УСТЬ-НЕРСКИЙ УЗЕЛ СВЯЗИ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА
В следующем году наш район отметит свой вековой юбилей. Кто-то родился на этой северной земле, кто-то приехал в далекие годы за романтикой, чем-то неизведанным. Кто-то покинул эти края, другие же живут по сей день, не спеша сменить суровый климат Полюса холода на более мягкий на «материке».
Многим оймяконцам есть, что вспомнить о годах жизни здесь, о том, как строилась и развивалась Усть-Нера, как проводили досуг, о жизни в сельском кусте… Пишите нам свои воспоминания, и мы с удовольствием их опубликуем. Давайте к юбилею родного Оймяконского улуса создадим историю жизни его жителей!
Вот первая ласточка – воспоминания Ольги Алексеевны ЧЕРНЕНКО, бывшего руководителя Усть-Нерского почтамта, пересланные в редакцию Раисой Константиновной Винокуровой, человеком активной жизненной позиции, бывшим начальником отделения почтовой связи с. Томтора.
Я РОДИЛАСЬ в 1948 г. в п. Бурустахе Оймяконского района ЯАССР. Он располагался вблизи трассы Колыма, между поселками Усть-Нерой и Артыком. На Полюсе холода прожила пятьдесят четыре с половиной года, тридцать восемь с половиной лет отработала в Усть-Нерском районном узле связи…
16-летней девочкой я устроилась работать в отдел связи п. Бурустаха телефонисткой. Там же работала и моя мама. Что очень запомнилось тогда, так это коммутатор на 40 клапанных номеров. Работа у нас была посменная, очень тяжело давались мне ночные смены. Помню, все время хотелось спать. Крайне редко, но все же случалось, что в ночную я засыпала за коммутатором. Но никто из бурустахцев не жаловался на это, люди были очень доброжелательные, относились с пониманием. Ведь за рабочим пультом сидел по сути ребенок. К тому же у нас была большая семья: 6 детей, а папа – инвалид, без рук и ног...
В 1965 г. Бурустах ликвидировали и меня перевели почтальоном на уч. Балаганнах. Он так же стоял вдоль Магаданской трассы, но находился ближе к райцентру. Обмен почтой в те годы производился практически ежедневно, 6 раз в неделю. Ее перевозили в отделение связи Балаганнаха на моторной лодке через р. Неру.
Работа мне нравилась. Я постоянно общалась с людьми, загруженный по полной день пролетал незаметно. Как жители поселка, так и руководство узла связи относились ко мне уважительно, называя по имени и отчеству. Тогда вообще, как мне кажется, был совсем другой народ. Руководители предприятий, организаций дорожили своими кадрами. Так было и у нас. За честный и добросовестный труд работников всегда поощряли.
Начальником узла связи тогда работал К.С. Моисеев. У него не было образования связиста, заканчивал он железнодорожный техникум. Но Кузьма Савельевич обладал отличными организаторскими качествами и руководителем был сильным. Наш узел связи, благодаря ему практически постоянно становился победителем социалистического соревнования среди узлов связи района. В то время такое движение как соцсоревнование было очень популярным, победа в нем обеспечивало престиж предприятию, коллективу. Соревновались, как я уже сказала, между узлами связи, внутри коллектива между отделами, между работниками разных специальностей и т.д. Также все работники боролись за звание «Ударник коммунистического труда». Без ложной скромности скажу, все эти награды и звания я имею.
КРОМЕ ТОГО запомнилась четкая работа отдела кадров под непосредственным управлением К.С. Моисеева. Между коллективом и руководством действовали трудовые договоры, согласно которым при стаже 15 лет на данном предприятии и безупречной работе присваивалось звание «Ветеран труда». Так вот, я стала ветераном труда уже в 31 год!
Главным инженером РУСа трудился Виктор Николаевич Мусатов, старый опытный связист с высшим образованием, очень грамотный в своем деле и вообще в жизни, тактичный человек.
Техником почтовой связи работал Владимир Степанович Внучков. Позже, вплоть до своего отъезда, он трудился инженером. Его любили и уважали все – и почтовики, и электросвязисты. Он был очень душевным, невероятно доброжелательным, понимающим, хорошо знающим свою профессию руководителем. Но при всех этих качествах был довольно строгим и требовательным. Именно он внедрил в нашу жизнь, жизнь того поколения почтовиков, известный девиз: «Клиент всегда прав!», т.е. он культивировал в нас уважение к любому посетителю, потому что мы – обслуживающий персонал.
Я вообще очень благодарна всем своим наставникам. Именно они привили мне любовь к моему делу, и почтовая связь стала моей единственной профессией. Ей я отдала почти 40 лет жизни. Именно им я обязана своей карьерой, ведь прошла путь от рядового почтальона до начальника районного узла связи!
В ТЕ ДОБРЫЕ, по моему мнению, времена, за нашим предприятием были закреплены 22 отделения связи, расположенные в разных населенных пунктах района. Балаганнах, Победа, Артык, Нелькан (тогда прииск им. Покрышкина), Дражный, Эльгинский, Угловой (бывший «Разведчик»), Терють, Томтор, Сордоннох, Оймякон, Ючюгей, Ольчан, Октябрьский и т.д. Даже в совхозе «Дружба» (на агробазе), что совсем рядом с Усть-Нерой, было свое отделение. И как я уже говорила, обмен почтовыми отправлениями осуществлялся 6 раз в неделю!
Должности за все годы работы у меня были разные: оператор, оператор 1-го класса страхового участка, начальник страхового участка, начальник главной кассы РУСа, начальник отдела доставки почты, зам. начальника узла связи. А далее – руководитель районного узла связи, на этой должности я проработала 10 лет, вплоть до ухода на пенсию. Особенно хорошие воспоминания у меня связаны с должностью оператора 1-го класса. Владимир Степанович Внучков как-то организовал в коллективе конкурс «Лучший по профессии». И я выиграла его, став лучшей среди операторов моей категории. После этого он отправил меня на республиканский конкурс профессионального мастерства в г. Якутск. И вновь победа, я – первая! Тогда вернулась домой, в родной коллектив с Дипломом «Мастер – золотые руки». И за меня искренне радовались все – от начальника до уборщицы, потому что испытывали чувство гордости за то, что наш коллектив, узел связи, вновь на высоте.
Обмен почтой в годы моей работы осуществлялся с двух направлений – авиарейсами и комбинированным способом (частично наземным путем, частично – авиа). Автотранспортом отправления привозили из отдела перевозки почты (ОПП) «Сусуман». С обоих направлений доставляли по 5-6 тонн груза ежедневно. Из ОПП «Сусуман» почту привозили 2 раза в неделю, самолетом – ежедневно, кроме воскресенья. Это огромный объем работы, а если учесть, что между аэропортом и Усть-Нерой в то время не было моста через Индигирку, то груз, допустим в 4 тонны превращался в 16. Потому что сначала весь груз вручную сопровождающий почты вместе с грузчиком порта перегружал из самолета в автомашину, затем из нее на катер, далее на другом берегу вновь на машину. И, наконец, уже в узле связи все эти 4 тонны через специальное люковое окно перегружались опять же вручную на транспортерную ленту. Среди сопровождающих мужчин не было. Так что наши милые женщины ежедневно совершали физический подвиг.
ВОСЕМЬ лет я отработала начальником страхового участка. В штате отдела – 40 человек. Почту отправляли на 9 доставочных участков, на которых работали 9 участковых почтальонов и 1 – подменный. Коллектив у нас был дружный и сплоченный. Дисциплина – на высоком уровне. 40 женщин разного возраста, социального положения, склада характера никогда не вступали в открытые конфликты, на работе у нас не было никаких разборок, скандалов. Я считаю это отличительной чертой нашей производственной эпохи. Нас приучали к культуре отношений с клиентами и коллегами. На всю жизнь за это осталась благодарна нашим наставникам, особенно Владимиру Степановичу Внучкову. Кроме профессиональной техучебы, раз в неделю обязательно присутствовала тема культурного обслуживания и доброжелательных отношений в коллективе.
Дважды за время моей работы в РУСе пришлось трудиться начальником главной кассы. Это дало мне возможность многое узнать о денежных знаках, их платежеспособности, признаках, при которых они подлежат обмену. Ведь нашим предприятием перевозились не только почтовые отправления, но и деньги, драгметаллы. Для этого у нас была фельдъегерская спецсвязь, руководил которой Павел Николаевич Кубик. Но в момент раздела электросвязи и почты (1992-1993 гг.) это подразделение перешло в мое оперативное подчинение, что накладывало на меня еще большую ответственность. Особенно потому, что золото с приисков доставляли в сопровождении вооруженного фельдъегеря и водителя. Сами понимаете, риск всегда присутствовал в нашей работе.
ДЕСЯТЬ лет в должности руководителя районного почтового отделения были самыми тяжелыми в моей трудовой деятельности. Не в профессиональном смысле, а в смысле времени, на которое она мне выпала. Перестройка, болезненный раздел почты с электросвязью, ликвидация золотодобывающих приисков и, как следствие, закрытие отделений связи, сокращение штатов. А ведь это – живые люди, с семьями, маленькими детьми. С некоторыми из них я проработала бок о бок всю жизнь…
Приходилось, что называется, резать по живому. Особенно болезненно всеми воспринималось отсутствие наличных денег, все расчеты шли по безналичному порядку. В клиентском зале выстраивались огромные очереди за пенсией. Приемлемо было и такое понятие, как бартер. То есть, к примеру, мне для предприятия нужны были водопроводные трубы, а их у нас нет. Другому предприятию требовалась автомобильная резина, ее нет, но трубы есть. Вот и обменивались – я ему резину, он мне - трубы. В общем, выкручивались как могли. Кстати, без ложной скромности могу сказать, что в нашем узле связи даже в самые трудные времена задержки по заработной плате не было никогда.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6