СЕРДЦА ОТДАВШИЕ ДЕТЯМ
Часть 2
Следующим этапом после озеленения прилегающих территорий к школе и сельскому клубу, вовлечения своим примером жителей деревни к озеленению их усадеб, в планах Акима Алексеевича Полуянова было расширение учебных площадей школы и строительство капитального здания интерната.
Освоившись на новом месте и вникнув в главную проблему, он что называется с головой окунулся в решение этих вопросов. С присущей ему фронтовой смелостью и настойчивостью, имея положительный опыт директорства в сельских школах, он решил в Троицком районном отделе образования все необходимые организационные и финансовые вопросы.
Вначале сделали кирпичный пристрой к деревянной школе-пятилетке. В результате, к двум классным комнатам добавилось три и учительская. Школа стала восьмилетней. Учебные занятия проходили в 2 смены.
Сам он вёл уроки истории и трудового обучения.
Вспоминает Любовь Ванюшкина, с.Подгорное:
«Аким Алексеевич преподавал нам историю. Никогда не ругался, не кричал. Всегда спокойно и интересно проводил свои уроки.»
В школьном штатном расписании категория подсобных рабочих, кроме технички, отсутствовала. И всеми хозяйственными работами руководил сам директор.
С учащимися старших классов разгружал машины с углем, летом занимались заготовкой дров для школы и прополкой овощей на совхозных полях.
Инвалиду войны следить за здоровьем было некогда. За всю свою трудовую жизнь Аким Алексеевич всего два или три раза отдыхал в санатории. А так, только начинается отпуск, через день другой бежит завхоз: «Аким Алексеевич, не получается то-то и то-то.» Он чертыхнётся и впрягается.
Кроме того, строительство собственного дома, своё немалое хозяйство, сенокос. Детей приучал к труду. Уход за скотиной, заготовка сена, дров на зиму - все это было их обязанностью.
Лидия Костогорова, г.Караганда:
«Вспоминаю то время (1962-1969гг.), когда я работала в деревне Каменка учителем начальной школы и мне приходилось общаться с этим удивительным человеком. Я поражалась его эрудиции и скромности, воспитанности и терпению, уважению к педагогам и особенно к детям. Проводя кустовые совещания с учителями, а это школы Подгорного, Искры, Каменки, Садового и Безводного, он старался довести до нас все то, что получал от РАЙОНО.»
Зоя Михайловна работала учителем начальной школы. Причём проводила уроки одновременно с двумя разновозрастными классами. Сначала она давала задание младшим детям и объясняла новую тему старшим, а потом наоборот. Кроме того, вела уроки ИЗО во всей школе.
В подгорненской школе-интернате в разное время работали: с 1938 года - Любовь Михайловна Глазунова и Алевтина Петровна Молокова. Позднее: Надежда Васильевна и Лидия Петровна Протасовы, Лилия Александровна Прыткова, Галина Григорьевна Качерова, Нина Александровна Мещерякова, Зоя Ивановна Маркина, Мария Васильевна Аристова, Александра Николаевна Кобякова, Зинаида Николаевна и Александр Васильевич Батурины, Лилия Александровна Глебова, Нина Алексеевна Порошина, Тамара Валерьяновна Санина, Лариса Федоровна Бенделикова, Анастасия Александровна Галимова, Валентина Александровна Глушкова, Тамара Егоровна Вахрушева, Виктор Григорьевич Захватов, заведующая библиотекой Лидия Петровна Первушина и другие.
Медицинские работники Надежда Петровна Григорьева и Мария Ивановна Дудкина.
Особо, не в обиду педагогам и медицинским работникам, мне хочется рассказать о «бойце невидимого фронта» - техничке школы Нине Семёновне Гребневой, вятской женщине, матери четверых детей.
Она пользовалась уважением и авторитетом у педагогов и родителей за своё трудолюбие, безотказность, доброту и чистоплотность.
Нина Семёновна никогда не повышала на детей голос, и в школе, как у заботливой хозяйки, всегда было уютно и тепло.
Что интересно, супругов Гребневых по фамилии в деревне никто не звал. Так и говорили – Нина или Федя вятские.
Мария Лопатенко (Гребнева), г.Губаха, Пермская область:
«Мы приехали в Подгорное из Кировской области в 1960 году по причине тамошнего голода. Моя мамочка почти сразу пошла в школу работать техничкой.
Помню, по утрам мы ходили ей помогать - надо было до 8 часов истопить 7 печей. Было очень тяжело - и угля насеять и дров наносить, но она не унывала.
У отца и матери нас было четверо детей, да и скотины полный двор. Я в 1973году окончила подгорненскую восьмилетку и уехала из села, а мама в последствии отработала ещё два года в новой школе (построена в 1984г.).
Я горжусь своей мамой и очень её люблю. У неё и сегодня в 94 года оптимизма и задора хоть отбавляй. Меня всегда тянет на нашу малую родину. Я жду лета как манны небесной, чтобы только с ней повидаться, с нашей милой мамочкой.» Воспоминание от 15.10.2018г.
Здание интерната построили в 1961 году.
Из соображений экономии средств его стены возводили из шлакобетона. Шлак для строительства был заранее завезён зимой из Троицка. Машины разгружали юноши - учащиеся старших классов. Остальной стройматериал брали на месте.
Благо, что называется под боком протекала река и не было проблемы с водой, речным песком и галькой. Работали привлечённые бригады. Аким Алексеевич находил их в Троицке и в Пласте. В деревне их называли договорники или шабашники.
Трудились они под присмотром директорского ока с раннего утра и до позднего вечера. Весь световой день. На штукатурные и малярные работы, побелку он привлекал местных женщин.
Своих трёх сыновей также приучал к труду - летом в каникулы они работали подсобными рабочими. Его сын Алексей с Колькой Зотовым были водовозами. Воды требовалось до 25-28-ми двухсотлитровых бочек в день. Мерин Серко и телега, 15 коп за бочку.
Из воспоминаний Алексея Полуянова моего одноклассника по Целинной школе:
«Вот печник запомнился. Колоритный был такой дядька, с Пласта. Из политссыльных. Представлялся при знакомстве не иначе как Величко Николай – поэт. Страдал графоманией, но Есенина декламировал, что называется от корки до корки.
И печи он клал отменно. Местные жители впоследствии долго поминали его добрыми словами - тяга даже в с
ырой, только что выложенной печи была шумной и сильной. Дрова в топке горели – только потрескивали.»
Любовь Полушвайко, г.Челябинск. Обучалась в Подгорненской школе-интернате с 1966 по 1968гг., заканчивала 7-ой и 8-ой классы:
«Что касается Акима Алексеевича, то я помню его как очень основательного, спокойного, выдержанного человека. Не помню случая, чтобы он был раздражен, мог крикнуть или повысить голос.
Предмет свой знал хорошо, говорил убедительно, был требовательным, но не строгим. Его дети не боялись, но очень уважали.
Помню, как однажды одна неадекватная женщина - жена учителя физики, прибежала в школу "громить" директора. Громко кричала, ругалась матом. Мы, дети, были шокированы. Аким Алексеевич спокойно от неё отстранился и вышел. Ей тоже пришлось уйти.
Держался он просто, всегда был доступен, но чувствовалось в нём какое-то внутреннее достоинство и интеллигентность.»
В деревне он был уважаемым человеком, жители избрали его в депутатом поселкового совета.
Не секрет, что отдельные местные мужики попивали и жён побивали. Порой в пьяном угаре буянили и гоняли свои семьи. Женщины обращались за помощью к Акиму Алексеевичу.
Будучи спокойным, выдержанным человеком он умел находить для отца семейства нужные слова и направить его на путь истинный. В итоге в семье воцарялся мир и порядок.
Зоя Михайловна, после организации интерната, перешла на воспитательскую работу и продолжала вести в школе уроки ИЗО.
Она внедрила в режим дня детское самоуправление. Совет решал все текущие вопросы: уборка помещений и территории, заготовка дров и угля, дежурство по столовой, выдача продуктов со склада, помощь на дому ветеранам войны, престарелым и одиноким людям, шефство над младшими и особыми детьми и т.д.
Инспектора, приезжавшие с различными проверками, отмечали высокий уровень организации детского коллектива, чистоту, порядок и разнообразное, вкусное питание.
И это было не на показуху.
Зоя Михайловна с медиком и поварами составляли меню, а взвешивали продукты и отпускали их на кухню сами дети. Ключи от склада были у старшего повара.
Вера Степанова, п.Скалистый, гл.экономист:
«Первые навыки по бухучёту я получила в подгорненском интернате, благодаря Зое Михайловне. Она назначила меня ответственным кладовщиком по взвешиванию и отпуску продуктов. И в результате - как начала взвешивать и считать с детства, так до сих пор и считаю.»
Продолжение следует
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10