«ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
Завод «КОММУНИСТ» в годы Великой Отечественной войны
Флагман промышленности нашего города в советское время – это, несомненно, завод «Коммунист». Перед началом Великой Отечественной войны он вышел в авангард лучших машиностроительных предприятий СССР, завоевав первенство по качеству двигателей среди крупных участников Государственного всесоюзного дизельного объединения «Союздизель». В 1940 году завод реконструирован, возведены новые цеха, уже с 1 июня 1941 года планировалось начать выпуск современных мощных двигателей.
Но начавшаяся война сорвала планы по дальнейшему освоению производства. Государство начало экстренный перевод предприятий, выпускавших мирную продукцию, на военные рельсы. На «Коммунисте» ситуация усложнялась тем, что большинство рабочих и инженеров немецкой национальности было выселено за Урал Указом правительства от 28 августа 1941 года. Их отчасти заменили специалисты предприятий, эвакуированных из Мелитополя, Харькова, Брянска, Людинова. Но при этом рабочей силы катастрофически не хватало. Период с лета 1941 до конца 1942 гг. оказался очень сложным. Приказом ГКО заводу вменялось в обязанность освоить выпуск 120-мм минометов, мин, снарядов и авиабомб. Для исполнения военных заказов требовалось кардинально сменить технологию производства, установить новое оборудование.
Громадная ответственность легла на плечи нового директора Ивана Ивановича Лисина. Сложна, богата жизненными перипетиями биография этого человека. Выходец из бедной семьи, с юных лет работавший на селе по найму, Лисин прошел хорошую рабочую школу на одной из московских фабрик. Член партии большевиков с 1918 года. В годы Гражданской войны боец Красной Армии, комиссар полка. Упорная учеба. Вскоре - он директор крупных заводов: электромеханический и турбогенераторный (Харьков), турбинный (Урал). В архиве сохранился интересный документ, подтверждающий в какие тяжелые жизненные ситуации зачастую попадали руководители того времени:
«ФИО: Лисин Иван Иванович
Дата рождения: 1896 г.
Место рождения: Рязанская обл., Сапоженовский р-н, с. Канино
Пол: мужчина
Национальность: русский
Социальное происхождение: из крестьян
Образование: незаконченное высшее
Профессия / место работы: директор ХТГЗ (ХЭМЗ)
Место проживания: Украинская ССР, г. Харьков, Гаршина, 5/7, кв. 4
Партийность: член ВКП(б) с 1918 г.
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 25 июля 1938 г.
Обвинение: 17, 54-6-7-8-9-11, обвинялся как участник право
- троцкистского террористического центра
Осуждение: 22 июля 1939 г.
Осудивший орган: Военный трибунал Харьковского военного округа
Приговор: оправдан
Архивное дело: 01746
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; База данных о жертвах репрессий Харьковской обл. (Украина)
Примечание: Вместе с ним по делу проходили еще 7 человек, все были оправданы решением Военного Трибунала Харьковского военного округа от 22.07.1939 г. и решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 31.08.1939г.»
21 ноября 1941 года Лисин принял «Коммунист». Грамотный специалист, талантливый организатор, прекрасной души человек. Так отзывались все, кому довелось с ним поработать. В горячке военных дней директор никогда не забывал о людях: неожиданно появлялся в заводском общежитии, чтобы выяснить, есть ли горячая вода, достаточно ли устроен быт молодежи. Чтобы улучшить положение с питанием в те голодные годы, Иван Иванович организовал подсобное хозяйство, получившее название колхоза при заводе.
Когда у рабочих началась цинга, директор самолетом доставил в Маркс морковный порошок, которым спасали от болезни не только заводчан, но и горожан, не работавших на предприятии. После войны Лисин был направлен в Минпромстройматериалов, где занимал ряд ответственных должностей. Его заслуги отмечены многими орденами и медалями СССР.
Надо отдать должное и партийной, комсомольской и профсоюзной организациям тех лет, много сделавших для того, чтобы коллектив в сложной обстановке с честью выполнил непростые задачи, стоящие перед коллективом. Широко развернулось социалистическое соревнование – яркий пример самоотверженного труда показывали коммунисты-стахановцы, на которых равнялись все остальные.
Плакат, висевший возле проходной, гласил: «Все для фронта, все для победы». Это стало девизом всех заводчан. Измотанные, полуголодные люди, несмотря ни на что, трудились с огромным воодушевлением и невиданной самоотверженностью.
В кратчайшие сроки было установлено и пущено 197 станков и другое оборудование. Втрое увеличена мощность дизельной станции. Реконструирован литейный цех под отливку корпусов снарядов и авиабомб. 25 декабря 1941 года в 2 часа ночи начальник 1-го цеха Н.И. Нехаев доложил директору о готовности первой партии минометов.
В 1942 году предприятие становится заводом №45 и передается в подчинение Главного управления «Главдизель» Министерства танковой промышленности СССР. По итогам 3-го квартала завод выполнил установленный ему план на 110,5%. В 3-м цехе под руководством Л.А.Дерума освоили выпуск деталей для дизелей подводных лодок. Здесь трудились опытные рабочие – И.Бутузов,Кондратьев,Г. Лузгарев, А.Булгаков, В.Савельев. Отличился и инструментальный цех под началом Д.М.Абугова. За ударный труд модельному (начальник М.А.Демидов) и кузнечному (начальник И.Я.Курфист) цехам было присвоено звание стахановских.
К концу 1942 года 45-й завод назван передовым предприятием Наркомата. Рабочие трудились по 12 часов в сутки буквально на износ, внося огромный вклад в разгром фашистской Германии. На свои сбережения они приобрели для фронта миномётную батарею, передали на создание боевой техники 500 тыс.рублей облигаций госзайма и 190 тыс.рублей компенсации за неиспользованные отпуска. На строительство танковой колонны труженики заводи внесли 64,5 тысяч рублей. При заводе был сформирован отряд истребителей танков из добровольцев (командир – М. Зибин, комиссар – М.Тишин, начальник штаба – Обухов).
Генералиссимус И.В.Сталин телеграммой поблагодарил рабочих за заботу о Красной Армии.
Задачи перед коллективом ставились всё сложнее. С мая 1942 запущены в производство узлы и детали к мотору В-2 для знаменитого танка Т-34. В цехах в связи с нехваткой рабочих рук трудились и старики, и дети фронтовиков. Чтобы дотянуться до токарного станка, многим девчонкам и мальчишкам приходилось взбираться на ящики из-под снарядов. Но дело осваивали быстро. Четырнадцати - пятнадцатилетние ребятишки уже через неделю выполняли норму.
В 1943 году Лисина перебросили на другой военный завод и на его место пришёл Трактиров (имя-отчество, к сожалению, неизвестны). А с 1944 по 1951 годы предприятие возглавлял Шинднес Лев Давидович.
В апреле 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР постановил вернуть заводу имя «Коммунист» и передать его в подчинение «Главрыбсудомотора» Наркомата рыбной промышленности. С этого времени возобновляется выпуск дизелей, которые производили до войны, параллельно с выпуском вооружения.
В 1945 году завод окончательно переводится на мирные рельсы.
Самая кровавая война в истории человечества подошла к концу. В разгром врага «Коммунист» внес весомую лепту. Бережно хранится память о тех, кто в тылу ковал победу – С.И.Арсеев, Т.П. Ахромешина, Г.В.Блохин, В.И. Великанов, А.В. Веригин, Д.И.Витнев, М.Н. Коршунов, П.Н. Курамшин, А.П. Омельченко, Е.Б.Рожавин, Е.А. Рощин, К.Е. Усова, В.И.Шаров и многие другие. Имена этих людей навсегда вписаны в историю завода.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев